Найти в Дзене

УЛЬТРАРЕЦЕНЗИЯ НА ГЕНИАЛЬНОГО БЕЛОРУССКОГО ПИСАТЕЛЯ, О КОТОРОМ ВЫ НЕ ЗНАЛИ

#ibooks_читаяСашуФилипенко #ibooks_читая Книга: Возвращение в Острог  Эпиграф: Если не можешь помочь себе— помоги другим.  Эпиграф2:  от восторга мы не ругаемся больше матом, не еб...ся, не курим, нас по выходным только к банкоматам выпускают из тюрем в школе, без вопросов и встречных реплик, наши детки, краса-отрада, собирают нам из духовных скрепок макеты ада судя по тому, как нас вертухаи обходят хмуро, и на звук подаются, дрогнув, - скоро снова грянет большая литература и кинематограф Ержан Урманбаев-Габдуллин.  Эпиграф3:  Пойми, на небесах только и говорят, что о море. Как оно бесконечно прекрасно. О закате, который они видели. О том, как солнце, погружаясь в волны, стало алым, как кровь. И почувствовали, что море впитало энергию светила в себя, и солнце было укрощено, и огонь уже догорал в глубине. А ты? Что ты им скажешь? Ведь ты ни разу не был на море. Там наверху тебя окрестят лохом. Достучаться до небес.  Эпиграф4:  —то есть, закрывать некого?  —только если море. 

#ibooks_читаяСашуФилипенко

#ibooks_читая

Книга: Возвращение в Острог 

Эпиграф: Если не можешь помочь себе— помоги другим. 

Эпиграф2: 

от восторга мы не ругаемся больше матом,

не еб...ся, не курим,

нас по выходным только к банкоматам

выпускают из тюрем

в школе, без вопросов и встречных реплик,

наши детки, краса-отрада,

собирают нам из духовных скрепок

макеты ада

судя по тому, как нас вертухаи обходят хмуро,

и на звук подаются, дрогнув, -

скоро снова грянет большая литература

и кинематограф

Ержан Урманбаев-Габдуллин. 

Эпиграф3: 

Пойми, на небесах только и говорят, что о море. Как оно бесконечно прекрасно. О закате, который они видели. О том, как солнце, погружаясь в волны, стало алым, как кровь. И почувствовали, что море впитало энергию светила в себя, и солнце было укрощено, и огонь уже догорал в глубине. А ты? Что ты им скажешь? Ведь ты ни разу не был на море. Там наверху тебя окрестят лохом.

Достучаться до небес. 

Эпиграф4: 

—то есть, закрывать некого? 

—только если море. 

следователь 

ЖИТЬ НЕПРАВИЛЬНО И ЖИТЬ С ЧУЖИМИ

Прежде всего, прежде, чем рассказать о тончайше уловимых эпизодах в книге Саши Филипенко, которые отложились в его сознании благодаря просмотру фильмов быкова и звягинцева, я уверен, что он их смотрел, хотя, возможно, отложились не в его сознании, а в моем, но так или иначе, текст, кино и жизнь, слились воедино, прежде всего этого: ЕБ ТВОЮ МАТЬ! А теперь, к делу. 

Еще до того, как я прочитал первую строчку, я был уверен— будет что-то довлатовское: короткие и стройные предложения, рассказ от первого лица, тоска, одиночество, полное или частичное отсутствие метафор. 

оказалось совсем не так, или не совсем так: тоска, короткие предложения, отсутсвие метафор— все это есть, но есть что-то еще. 

о чем роман? 

книга рассказывает о нескольких днях пребывания следователя в карельском городке острог. не буду спойлерить, что он там делает, но провинциальный российский городок становится аналогом латиноамериканского макондо: люди в нем обречены на одиночество и обречены быть чужими друг для друга. 

есть два места скопления людей: тюрьма и детский дом. два, наверное, наиболее экзистенциальных помещения, если рассматривать и интерпретировать помещение как некую стену между людьми. 

через эти две локации и раскрываются темы одиночества и «чужого»: детей часто возвращают в детдом, с простодушием заявляя, что «трудности» или «не подумали», обесценивая переживания детей, а подозреваемого пытают, заливая ему в горло кипяток, чтобы раскрыть дело. 

на фоне мрака и тьмы очень глупо и неправдоподобно выглядит главный герой, который, кстати, воспитанник детского дома, и который пытается учить людей вежливости, навязывать свою мораль, обращать внимание на проблемы с экологией.

этому воспитаннику суждено стать главным героем, которого никто не слышит: ни дети, ни сограждане, ни близкие люди. 

собственно, близких в этой книге нет: от следователя уходит жена, провинциальный полицейский теряет следователя-соперника, который, сделав, свое дело уезжает в москву. 

фабульно книга сильно напоминает фильм быкова «майор», в котором есть та же идея: нам(всему русскому обществу) хреново, именно потому, что мы живем так, как будто мы друг другу никто. 

можно удариться в гиперреализм и порассуждать, как доверие влияет на эффективность и сотрудничество в обществе, но думаю, это лишнее. 

еще вспомнился фильм звягинцева «нелюбовь», когда мать видит труп своего ребенка, и говорит, что это не ее ребенок, потому что у него не было такой родинки, хотя она и не уверена. в книге же дети усыновляют второй раз ребенка, не осознавая, что они уже его усыновляли. 

и эти идеи в книге проговариваются: мы живем в одной машине, где мужчина смотрит на дорогу, женщина— в телефон, а ребенок — в окно. и никто с друг другом не разговаривает. 

эх, чувствую, что можно было лучше написать, но пусть будет так. 

закончу еще одной мыслью. есть замечательный фильм «достучаться до небес», где смерть рассматривается как снятие социальных страхов и запретов, жизнь как удивительное путешествие, а море как конечная точка. 

в книге, кажется, есть какая то ниточка к этому фильму. только все наоборот, море — это начальная точка, когда дети, по благотворительности мэра , отправляются в грецию, а вернувшись, не находят способа смириться с прежним существованием.