Советская мультипликация баловала нас шедеврами. Но в 1969-м произошел настоящий прорыв: свет увидели сразу шесть великих мультфильмов – это первые выпуски «Ну, погоди!», «Винни-Пуха», «Крокодила Гены», «Бременских музыкантов», «Умки» и «Весёлой карусели».
У перечисленных работ разные истории, стили и создатели. Но объединяет их всенародная любовь и время появления – 1969-й. Пожалуй, ни один другой год не может похвастать таким обилием успешных мультфильмов. Было ли это совпадением или следствием каких-то факторов? Снятые в 2000-х продолжения «Ну, погоди!» и «Бременских музыкантов» провалились. Зрителям нравятся именно те мультфильмы – полувековой давности.
По экспертным оценкам, на изобилие 1969 года, да и стоящих рядом лет, повлияли сразу несколько причин.
№1. Оттепель и отказ от эклера
Большие перемены в «Союзмультфильм» принесла хрущевская оттепель и последующая брежневская эпоха. В студии наступил «сатирический» период, когда за основу фильмов стали брать не только сказки, но и реальные сюжеты.
Цензоры ослабили бдение над творчеством чудаков, играющих «в игрушки». «В мультипликации того периода жили и процветали самые разнообразные стили, направления, жанры – и всюду, даже в самые «утилитарно-развлекательные» из них, проникало авторство, причем самой высокой пробы», – отмечает киновед Олег Ковалов.
В частности, мультипликаторы освоили карикатурную прорисовку персонажей. До этого было принято создавать мультфильмы по методу «эклер» (от названия техники марки Eclair), когда сначала снимали сцену с реальными актерами, а затем перерисовывали кадры. Так появились сверхреалистичные «Аленький цветочек» и «Снежная королева». На этом фоне персонажи «Ну, погоди!» и «Бременских музыкантов» с их движениями и ужимками выглядели куда забавнее.
Руководство поощряло мультипликаторов к новаторству.
«Тогда, после угасания оттепели, имел место госзаказ на позитивный заряд восприятия ограниченного жизненного пространства советских граждан. Он проявился не только в анимации, создаваемой гениальными мультипликаторами вроде бы для детей, но во многом и для взрослой аудитории, а также и в череде великолепных сценаристов, режиссеров, кинематографистов большого экрана. Возьмите хотя бы Гайдая», – рассказывает новосибирский историк Константин Голодяев.
№2. Новатор Хитрук
Глотком свежего воздуха для «Союзмультфильма» стал Федор Хитрук – создатель того самого «Винни-Пуха». «В 1963 году на «Союзмультфильме» появился новый режиссер Федор Савельевич Хитрук, – вспоминает в мемуарах художник-мультипликатор Лана Азарх. – Первоклассный мультипликатор, ему нельзя было отказать в таланте и целеустремленности, он достиг многого, знал языки.
Режиссура Хитрука тоже была новой для нашей студии. Она выросла на почве отечественной мультипликации, но обогащенная достижениями западной. Этот сплав создал стиль работы Хитрука. В его группе сидели молодые мультипликаторы, только что окончившие курсы. Эти птенцы «гнезда хитрукова» стали впоследствии сами режиссерами».
Знакомство Хитрука с творчеством Уолта Диснея на Московском международном кинофестивале в 1935 году побудило его поступить в «Союзмультфильм» и определило дальнейшую судьбу отечественной мультипликации.
№3. Великолепная озвучка
На 1960-1970-е годы приходится «золотой» период озвучивания советских мультфильмов. На эти роли приглашали талантливейших актеров СССР. Волк из «Ну, погоди!» разговаривает голосом Анатолия Папанова, Заяц, Умка и Чебурашка – Клары Румяновой, Крокодил Гена – Василия Ливанова, Винни-Пух – Евгения Леонова.
Список можно продолжать очень долго – это Олег Табаков, Андрей Миронов, Армен Джигарханян, Алиса Фрейндлих, Вячеслав Невинный и т.д. Свою лепту вносили и потрясающие песенники – их творения, созданные для мультфильмов, становились частью массовой культуры.
Такой подход не мог не сказаться на качестве продукции. Зрители моментально узнавали любимых актеров и буквально растаскивали их слова на крылатые фразы.
№4. Многочисленность студий
Огромную роль сыграло повсеместное распространение в СССР анимационных мастерских. Талантам было где расти – анимационные базы существовали практически во всех крупных городах (в том числе Новосибирске), при каждой кинематографической организации. В одной только Москве работало более сотни студий.
Самой крупной был «Союзмультфильм». Созданный в 1936 году, к 1969-му он разросся до крупнейшей мультипликационной студии Европы. На студии трудились несколько сотен человек, производство мультфильмов приняло массовый характер.
Неудивительно, что среди этого многообразия начали все чаще попадаться настоящие бриллианты. В 1964 выходит мультипликационный фильм «Шайбу! Шайбу!», в 1965 – «Вовка в Тридевятом царстве» и «Каникулы Бонифация», в 1967 – первый мультик из серии «Как казаки…», в 1968 – «Малыш и Карлсон».
Апогеем творчества стал именно 1969 год – с его «Ну, погоди», «Бременскими музыкантами», «Умкой», «Винни-Пухом», «Крокодилом Геной и Чебурашкой», «Веселой каруселью».
Впоследствии появилось немало достойных продолжателей – «Трое из Простоквашино», «Приключения кота Леопольда», «Возвращение блудного попугая» и многие-многие другие. Однако столь щедрого года, как 1969-й, в советской мультипликации уже не было.
Использованы кадры из мультфильмов: «Ну, погоди!», «Винни-Пух», «Крокодил Гена», «Бременские музыканты», «Умка» и «Весёлая карусель».
Подписывайся на канал Сиб.фм. Комментируй – у нас свобода слова!
#мультфильм #мультфильмы ссср #смотреть #ссср #советский союз #советские мультфильмы #история #культура #кино