5 новых направлений уже известны! Теперь можно не блуждать вслепую, а подготавливаться к итоговому сочинению с самого начала учебного года. Так что приступим.
О структуре итогового сочинения, построении тезисов и работе с аргументацией я кратко рассказывала в этой статье. А здесь хотела бы предложить к каждому из направлений, кроме свободного четвертого, по 4 произведения для аргументации.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
🔥 Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Путешествие главного героя Павла Ивановича Чичикова: заключение сделок по продаже душ умерших крестьян и описание его жизненного пути. Образ дороги.
🔥 Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Путешествия Григория Александровича Печорина: реальные поездки и духовные искания.
🔥 Повесть «Метель» А.С. Пушкина. Попытка побега главной героини Марии, путь её жениха Владимира в метели и причудливое переплетение судеб.
🔥 Роман «Вокруг света за 80 дней» Жюля Верна. Кругосветное путешествие Филеаса Фогга и его слуги, предпринятое в результате заключенного пари.
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
🧬 Повесть «Роковые яйца» М.А. Булгакова. Описание великого открытия профессора Персикова и печальных последствий применения «луча жизни».
🧬 Роман «Мы» Е. Замятина. Это антиутопия о технологичном мире будущего, где пробудившуюся душу называют болезнью.
🧬 Рассказ «Полёт» И. Лёвшина. Главный герой Алекс создал бота, общение с которым вызывало зависимость, доводящую людей до самоубийства.
🧬 Повесть «Хищные вещи века» А. и Б. Стругацких. Описание недалёкого будущего, в котором люди не думают о духовном развитии, а проходят «12 кругов рая», ищут новые способы развлечения и создают новые виды наркотиков.
3. Преступление и Наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
🤦♀️ Роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Главный герой Родион Раскольников совершает убийство для доказательства своей теории «о право имеющих» и «тварях дрожащих». Путь от осознания содеянного к раскаянию.
🤦♀️ Рассказ «Телеграмма» К. Паустовского. История дочери, слишком увлёкшейся работой и забывшей про мать, которая умерла в одиночестве.
🤦♀️ Роман «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Описание Пугачёвского бунта и поступков Петра Гринёва, несправедливо обвинённого в сговоре с врагом, и его возлюбленной Маши Мироновой.
🤦♀️ Поэма «Песнь про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. История поединка честного купца и царского опричника, опозорившего жену Калашникова.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
💕 Любые любимые вами произведения от классических до современных. Можно брать зарубежную литературу.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
🧐 Комедия «Недоросль» Д.И. Фонвизина. Классическое произведение, описывающее идейное противостояние просвещённых дворян (Стародум, Правдин, Милон) и помещиков-крепостников, деспотичных и бесчеловечных (Простакова, Скотинин).
🧐 Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Передовой дворянин Александр Чацкий поднимает важнейшие вопросы воспитания, образования, отношения к крепостным, необходимости ухода от чинопочитания и поклонения «мундиру».
🧐 Повесть «Шинель» Н.В. Гоголя. Мелкий чиновник Акакий Башмачкин честно трудится, но с трудом зарабатывает даже на необходимые вещи. Когда его обкрадывают, никто не помогает герою. Так и не добившись справедливости, он умирает.
🧐 Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова. 7 крестьян решают найти счастливого и понять, как им жить в пореформенной России и к чему стремиться.
Анна Терехова