И так, Выборг и Питер позади. Теперь мы держим путь в сторону Карелии. А именно в город Сортавалу, чтобы оттуда добраться до горного парка"Рускеала". Раньше, лет 5 назад, туда было очень трудно доехать, только с организованными экскурсиями или на собственном автомобиле. Хотя железнодорожный вокзал в городе был, но он не функционировал. А в последнее время туризм в этом регионе стал развиваться, и не только пошли поезда с Москвы и Санкт-Петербурга до Сортавалы, но и запустили ретро-поезд до Рускеалы. Мы не могли не воспользоваться этой возможностью и взяли на него билеты.
Мы уже были на Мраморном каньоне, основной достопримечательности горного парка, при чем и летом и зимой, в составе экскурсионной группы. Но это было в году так 2015-2016, точно не вспомню, сейчас там все конечно изменилось и что особенно радует в лучшую сторону.
И захотелось поехать самим, тем более, что добраться теперь до места не составляет проблем. Да и сама поездка на поезде, стилизованном под старину само по себе отдельное приключение.
Сели мы в уже почти родной нам поезд №160 на Ладожском вокзале, поздно ночью, со 2 на 3 июля, и поехали к карельским красотам. Прибытие у нас было в 08:28 утра. Там нам нужно было сделать пересадку на ретро-поезд "Рускеальский экспресс". Который курсирует утром в 10:00 в сторону парка и обратно в 18:50 приезжает в Сортавалу. Летом пускают дополнительные рейсы, актуальную информацию лучше уточнять на сайте РЖД. Билет стоит вполне демократично 298 рублей. Не хочется в статье повторять всякие рекламные слоганы, о паровозной тяге и прочее, это все можно найти на официальном сайте и почитать кому интересно. Я бы хотела рассказать о каких то практических моментах, которые пригодятся в путешествии.
Сказано, сделано. Сам состав состоит из кучи прицепных вагонов, поэтому нумерация разношерстная. Первый вагон соседствует с седьмым, а седьмой с четырнадцатым)) Это чуть портит визуально впечатление от поезда. Если бы вагоны были все в одном стиле, смотрелось бы очень здорово, под стать паровозу. В составе есть ретро-вагоны, купейные вагоны, а так же плацкартные. Пока мы прогуливались по составу, искали вагон- ресторан XIX века, успели посмотреть новый вид плацкарта, недавно выпущенного РЖД. Достаточно интересно он сделан, современно, но немного непривычно, стенки давят в проходе)) Вагоны дальнего следования, это остатки как раз поезда №160 на котором мы путешествовали из Москвы. Как раз удивлялись надписям "Москва- Рускеала" на вагонах (у меня есть как раз есть такая фотка в этой серии статей, часть 1). Ретро -вагоны - это девять отсеков купе в стиле XIX века: мягкие диванчики, шторки на окнах с бахромой, лампа под абажуром, картины. Одним словом комфорт и уют, потому как раньше поезда ходили медленно, путешествия длились долго, и пассажирам должно быть в первую очередь удобно. Но не обошлось конечно же в вагоне и без современных гаджетов. В конце вагона, где обычно туалеты, стоит терминал для покупки билетов: для входа в парк "Рускеала", билет на прокат лодок, а так же можно приобрести фотосессию в старинное купе дальнего следования с различными аксессуарами. Стоит 250 рублей, туда входит пять минут фотосъемки и одна распечатанная фотография. Мы этой услугой не пользовались, нам попались очень понятливые соседи, мы фоткались поочереди)) А билеты для входа мы покупали пока ехали на официальном сайте парка, OR-код пришел на почту, очень удобно, опять же экономия времени, чтобы не стоять в очереди. Отдельно хочется сказать про уборную, фантастические размеры, это целая комната, даже больше, чем в скоростных ласточках и суперсовременная, одна корзина для бумаги с сенсорной крышкой чего стоят))
Во время путешествия проводники разносят чай в фирменных подстаканниках и сахар-рафинад, как в детстве упакованный, с символикой РЖД. Этот сахарок с поездом одно из самых приятных воспоминаний из детских поездок на поезде)) Так что кто не успел позавтракать, можно взять что- то перекусить в поезд и неспеша поесть под стук колес, как раз хватит времени.
Вагон-ресторан в царском стиле мы так и не нашли, хотя прошли весь состав. Потом я уже поняла почему, прочитав одноименную газету "Рускеальский экспресс". А это как раз именно то, что хотелось посмотреть больше всего, да и восторженные отзывы пассажиров были именно о вагонах- ресторанах. Существуют два типа поездов, следовавших из Сортавалы в Рускеала. Первый состав называется"Рускеальский экспресс"(номер поезда 921/922, 923/924). Он ездит каждый день, постоянно. Это поезд, который состоит из пяти ретро-вагонов и паровоза, работающего, как в старину на угле. Вот в нем как раз и есть аж два вагона-ресторана, один в царском стиле, а другой в старорусском. Так же имеется вип-купе, с интерьером, как раньше путешествовали цари и их семьи. А так же фото-купе, оно находится только в одном вагоне, под номером 1, мы в нем как раз ехали, да и проводники нам потом сказали об этом.
Второй поезд, так и называется "Ретропоезд" (номер у него 925/926), в нем нам как раз и "посчастливилось" ехать)) В его составе всего два ретро-вагона, остальные прицепные из Москвы. Там есть финский вагон-ресторан 70-х годов XX века. На мой взгляд он особо ничем не отличается от нынешних вагонов-ресторанов. Только мебель в стиле СССР, хоть он и финский)) Этот поезд ездит по маршруту в праздничные дни и летом. Но что самое обидное, информации об этом на сайте РЖД опять-таки нет, просто есть два варианта поездов для продажи билетов. Для чего тогда раздел отдельный про путешествия!?? Непонятно. Зато это все можно прочитать в газете в самом поезде, которую практически никто не читает. По большей части газету используют для того, чтобы впитать разлитый чай, потому как паровоз старинный и поезд нещадно дергает. И есть эта информация в открытых доступах в интернете, видно как раз от тех интеллектуалов-пассажиров, кто все-таки прочел прессу))
Еще момент, когда берете билеты, схема на сайте не совпадает с фактическими местами в купе. Так как мы были вчетвером, то брали билеты, чтобы сидеть рядом, а ехать пришлось в разных купе. Это касается поезда под номером 925/926. У другого состава места совпадают, можно ориентироваться на схему вагона оттуда. А еще кому неважно на чем доехать до парка, есть бюджетный вариант- обычная электричка. Стоит 117 рублей, вагоны новые (соседи рассказали, туда они ехали на ней, обратно на экспрессе) и доедете быстрее, за 45 минут))) Правда осенью расписание у нее не очень удобное, а вот летом более продумано,
лучше уточняйте на сайте.
В любом случае на чем бы вы ни ехали, на "Рускеальском экспрессе", "Ретро -поезде" или электричке, это обязательно будет увлекательное приключение, потому что за окном поезда незабываемые виды карельских пейзажей...