Когда началась Великая Отечественная война, мне было 4 года, а когда она завершилась – 8 лет. Это было в 1945 году. А в школу я пошёл только на следующий год, 1 сентября 1946 года. Причём, пошёл самостоятельно, без записи, так как из-за бедности меня вообще не готовили к ней. Мать работала бойцом пожарной части, жили при «пожарке», а отец после фашистского плена и лагерей «отрабатывал» повинность на трудовом фронте за то, что их освободили американцы. Это было в Норвегии.
Помню, за пару-тройку дней до 1 сентября между моими друзьями и сверстниками, семьи которых жили при «пожарке», зашёл разговор о школе. Кто-то из них учился во втором, третьем и других классах, поэтому говорили они «по-свойски»:
- Ты в какой идёшь? – спрашивал один.
- Во второй, – отвечал другой.
- А ты – какой?
- В третий…
- А почему в третий, если учился в четвёртом?
- Я не знаю…
-Ха, не знаю! Двойки, тройки и колы – все приятели твои! За неуспеваемость и понизили!
Когда очередь дошла до меня, я ответил:
- Меня не пускают – ходить не в чем. Да и карандаша нет с тетрадкой.
Тут мой сосед, Генка Горбунов, мой ровесник и близкий друг, говорит:
- А ты сам иди! Мы пойдём, и ты – с нами. А тетрадку и карандаш я тебе дам…
…Утром первого сентября я проснулся пораньше, чтобы не проспать уход ребят в школу. Мама была на дежурстве, а младший брат спал. Генка, заглянув ко мне, дал знак, что пора идти. Мы вышли из «пожарки», зашагали к школе. Было утро первого дня осени – тёплого, тихого, мирного, а для меня – и неизвестного…
…Возле школы уже было полно народа, играл небольшой духовой оркестр – тогда такие оркестры были почти в каждом крупном населённом пункте. Школьники, их родители и учителя шумно общались между собой, улыбались и смеялись, радуясь и приветствуя друг друга. Люди постепенно отходили от моральных, духовных, физических и прочих тягот минувшей войны. Об этом говорили взрослые, которые выступали перед тем, как прозвенит первый звонок.
Генка и другие ребята пошли к своим классам, а я стал ждать, когда в школу поведут ту группу, которую назвали первым классом «а». И когда она пошла, я тут же пристроился к ней последним.
В здание школы мы вошли под музыку оркестра. И направились на второй этаж, где расселись по партам. Я занял парту в среднем ряду – напротив стола учителя, при этом не допуская к себе никого. За это я тут же получил замечание учителя, что парта – на двоих. Учителем была миловидная учительница средних лет, имя которой, да и фамилию – тоже, я, к сожалению, не запомнил, так как проучился в той школе всего лишь две четверти, после чего мы переехали на другое место жительства.
Затем учительница стала знакомиться с учениками, зачитывая их фамилии по списку журнала. Когда называла фамилию, ребята вставали, а она говорила:
- Садись!
Когда зачитала весь список, сказала:
- А теперь достаньте тетради и карандаши.
Но тут прозвучал голос того белобрысого парнишки на третьем ряду, что рядом с моей партой. Он медленно, но чётко, указывая в меня пальцем, произнёс:
- А его не называли.
Я показал ему из-под парты свой кулак, и он, съёжившись, быстро отвернулся. Я был из учеников самым старшим в классе.
Учительница спросила:
- Как твоя фамилия, мальчик? Сколько тебе лет? Кто твои родители
Я ответил:
- Коля Куклев, живу в «пожарке», мама – боец пожарной части…
Она полистала журнал, сказала:
- Пойдём в другой класс, может, там…
И стали меня водить по классам, этажам, проверяя списки. Удивлялись, что нет моей фамилии, снова меня расспрашивали. Я ходил за ними, а в уме было одно: «Водите, сколько хотите, а меня всё равно нет в списках!». Наконец, решили: оставить в том классе, куда я пришёл по свей воле. Потому что очень хотел УЧИТЬСЯ, а главное – ЧИТАТЬ.
Это было в городе Шиханы, Вольского района Саратовской области, откуда мы переехали под Новый, 1947-й год, на станцию Сенная, того же района. Здесь я закончил среднюю школу (№47), а через несколько лет начал свою учительскую деятельность. Ныне моё дело продолжают моя дочь – директор школы, рождённая, кстати, в той самой «пожарке» – филиале родильного дома, и внучка – учительница одной из школ города Мытищи, Московской области. Обе работают в одной школе. Так я стал основателем учительской ДИНАСТИИ, которая берёт начало с того памятного дня, о котором я поведал вам, уважаемые читатели, в этом небольшом рассказе. Воистину, сказано: «Неисповедимы дела Твои, Господи!».
P.S. Завтра, в День Знаний – 1-го сентября 2021 года, с Великой Благодарностью вспоминаю своих учителей школы № 47 ст. Сенная: Фролова Ивана Васильевича (директора школы), Федину Валентину Михайловну, Вацуру Николая Ивановича, Муроновых – Михаила Ивановича и Любовь Ивановну, Шелениных – Александра Ивановича и Клавдию Ивановну, Кондрашову Зинаиду Филипповну (любимого классного руководителя), Климову Валентину Фёдоровну, Киенко Нину Васильевну, Юлаева Александра Ивановича (учителя географии – моего любимого предмета), других учителей школы и преподавателей других учебных заведений, которые я потом закончил. Память о всех о них будет жить во мне до конца моих земных дней. Ведь я из их духовного рода-племени – ДОБРОГО ВОИНСТВА.
Н.В. Куклев, писатель, учитель географии, академик ЕАЕН, член-корр. ПАНИ, основатель ИАФН