Найти в Дзене
Записки с тёмной стороны

Школа как обвинитель

Два года назад я писала о том, почему родители не любят школу. О том, что кроме временных и материальных затрат, кроме привязки своей жизни к расписанию ребёнка есть ещё кое-что — невозможность выполнить требования школы и остаться при этом хорошим родителем. Очень много ресурса тратится на попытки быть хорошим родителем. Критерии «хорошести», вроде бы, довольно чётко обозначены, но противоречат друг другу по множеству пунктов. То, что настойчиво рекомендуют психологи и медики, физически невозможно совместить с требованиями школы. При этом наплевать на эти требования не так просто. «Рюкзак не должен весить больше стольких-то килограммов», — дают рекомендации врачи. «Не носите портфель за ребёнка. Вы же не хотите до старости всё за него делать?» — пишут психологи. Ты берёшь в руки рюкзачок и понимаешь, что даже для взрослого он тяжеловат будет. «В девять школьник должен спать», — вспоминаешь ты очередную рекомендацию в начале двенадцатого, пытаясь поскорее закончить с ребёнком домашне

Два года назад я писала о том, почему родители не любят школу. О том, что кроме временных и материальных затрат, кроме привязки своей жизни к расписанию ребёнка есть ещё кое-что — невозможность выполнить требования школы и остаться при этом хорошим родителем.

Очень много ресурса тратится на попытки быть хорошим родителем. Критерии «хорошести», вроде бы, довольно чётко обозначены, но противоречат друг другу по множеству пунктов. То, что настойчиво рекомендуют психологи и медики, физически невозможно совместить с требованиями школы. При этом наплевать на эти требования не так просто.

«Рюкзак не должен весить больше стольких-то килограммов», — дают рекомендации врачи. «Не носите портфель за ребёнка. Вы же не хотите до старости всё за него делать?» — пишут психологи. Ты берёшь в руки рюкзачок и понимаешь, что даже для взрослого он тяжеловат будет.

«В девять школьник должен спать», — вспоминаешь ты очередную рекомендацию в начале двенадцатого, пытаясь поскорее закончить с ребёнком домашнее задание. На задворках сознания ютятся советы о том, чтобы доверить выполнение заданий чаду и помогать лишь в экстренных ситуациях.

«Всегда будьте на стороне ребёнка. Не ругайте его при посторонних», — говорит тебе психотерапевт. «Хоть бы сказали ему что-нибудь? Вы что ли одобряете его непотребное поведение?!» — почти кричит на тебя завуч.

«Ребёнку важно иметь возможность выплёскивать свою энергию. Для этого и созданы перемены», — говорят врачи. Но в стенах школы на переменах бегать запрещено.

Таких несовпадений слишком много. И даже просто видеть их — уже нагрузка на родителя. На каждом шагу конфликт (как минимум, внутренний) и необходимость выбирать. Часто выбирать между тем, что совпадает с твоими ценностями, и тем, что требует школа.

Но есть ещё кое-что, что вызывает приступы ненависти к первому сентября у одних и чувство безысходности у других. Это обвиняющая роль школы. Школа, как обвинитель.

Именно в стенах школы родители чаще всего слышат о том, где они недоработали, недоглядели, где ошиблись, что должны были сделать, но не сделали. Именно в школе родителей виртуозно стыдят в том числе за то, на что невозможно повлиять. Часто это накладывается на детский опыт, когда стыдили учителя и другие взрослые за то, что недостаточно хорош.

Стыд — эмоция, с которой не хочется встречаться. От него хочется спрятаться. Вопреки ожиданиям стыдящего тот, кого стыдят, скорее будет стараться не попадаться, чем что-то исправлять.

Ещё более невыносимо встречаться со стыдом, когда ты не имеешь возможности повлиять на ситуацию, за которую стыдят. А в школе частенько требуют от родителей того, что вне сферы их влияния. Мне никогда не встречались родители, которые мечтали бы иметь детей-двоечников, неусидчивых, неудобных. А вот тех, кто от невозможности изменить ребёнка, смиряются (иногда не сразу и с трудом) с тем, что ребёнок неудобен и неидеален. А школа не только требует повлиять, но и стыдит. Иногда завуалированно. Например, рассказывая, как надо и правильно, а заодно о том, как ужасно, когда делают неправильно. Иногда стыдит напрямую. За разное. За забытый ребёнком учебник, за не сделанный проект, за то, что бегает на перемене, за то, что пришёл в брюках не того цвета, за то, что ребёнок ненавидит читать, за то, что ты не сдал деньги на новые жалюзи, за то, что не пришёл на собрание, за то, что предпочёл оставить ребёнка дома, а не отправлять на экскурсию в музей, где вы были уже раз двадцать, за то, что не тратишь на ребёнка сто процентов своего времени, сил и денег, зато, что твои ресурсы, которые ты можешь вложить в ребёнка, вовсе не бесконечны...

Так-то в современном обществе принято стыдить друг друга за всё подряд, считая это отличной мотивацией. Но дело в том, что в большинстве случаев каждый из нас имеет возможность как-то ограничить круг общения. Не общаться с теми, кто стыдит. Можно выбирать друзей, можно разрывать связи с токсичными родственниками, можно послать лесом мимокрокодила с его ценным мнением, можно выбирать, что читать и смотреть, можно даже в поликлинику, где тоже любят порой пристыдить, не ходить, но со школой сложнее. Не у всех есть ресурс выбирать учебное заведение, где бережно и безопасно, не каждый может оставить ребёнка учиться дома. А образование ребёнку каждый родитель обеспечить обязан.

В школах прошлого века принято было стыдить детей. Теперь — и родителей тоже. Неудивительно, что у некоторых случается ретравматизация.

Ощущаешь себя маленьким. Ничтожным. Хочется спрятаться. Стать невидимым. Сбежать. Провалиться под землю. Оправдаться...

И это всё вдобавок к требованиям, которые часто противоречат друг другу, вдобавок к тому, что приходится всю свою жизнь выстраивать немного с оглядкой на школьное расписание, вдобавок к макету Саратова из осенних листьев и презентации по окружающему миру во втором классе.

Чуточку легче может становиться, если быть на своей стороне. Если спрашивать себя, стыдил бы ты за то, за что пытаются стыдить тебя. Если сверяться со своими ценностями. Если иметь поддерживающее окружение, с которым можно поделиться. Если не бежать от того, что чувствуешь, а разрешать себе чувствовать. Чуточку легче.

P.S.: Разумеется, все мы разные. Не у всех есть травма стыда. Не все стыда избегают. Кто-то будет злиться на стыдящего. И это очень хорошо помогает справиться, если разрешить себе злиться. А кому-то повезло со школой. И это далеко не все варианты.