Найти тему
Фонд КРИПТОСФЕРА

«Тиманский вояж – 3» (отчёт о полевой разведке (ПР) в районе Тиманского кряжа 26-29мая 2021 г.).

Оглавление

Преамбула

При последней ПР в сентябре 2020 г. А. Поповым было обнаружено скальное образование с небольшим гротом*, а также, совместно с С. Алексеевым, в распадке 4-го безымянного ручья были обнаружены несколько следов, предположительно принадлежащих реликтовому гоминиду (РГ) или, по-русски, лешему. Резкое ухудшение погоды не позволило тогда продолжить поиск и работы пришлось срочно свернуть.

Материал предоставлен Аламас.ру.

Цели ПР Задачей ПР «Тиман-3» (май 2021 г.) являлись три основных момента, а именно:

1. Дополнительное обследование района грота Попова.

2. Дополнительное обследование места находок следов с установкой фотоловушек в перспективных местах с целью длительного мониторинга обстановки.

3. Оценка общей ситуационной обстановки на предмет:

а - транспортной доступности и человеческой деятельности за истёкший период,

б - выяснения состояния базового лагеря золотарей и его пригодности для использования в дальнейших работах.

в - общей экологической ситуации (погода, животный мир, количество гнуса и т. д.). г - проверить эффективность работ в условиях полярного лета («белые ночи»).

*названный впоследствии «гротом Попова».

Личный состав поискового отряда.

Сама по себе полевая разведка мая 2021 года была запланирована, ещё осенью 2020 года, но сложность заключалась том, что надо было выбрать удобное время, когда снег уже сошёл и стало тепло, а таёжный гнус и зелёнка ещё не появились. Кроме того, первоначально предполагалось использовать две автомашины и большую группу поисковиков, однако погода в конце мая 2021 года была изменчивой и когда А. Попов дал отмашку, в поиск смогли собраться и вылететь на самолёте в Ухту только два человека. Таким образом личный состав поисковой группы состоял из трёх человек и одной собаки (Рис. 1), а именно (по алфавиту):

1. Акоев Николай Николаевич,

2. Куртов Герман Викторович,

3. Попов Анатолий Васильевич,

4. Лайка А. Попова по кличке «Митяй».

Хочу отметить, что 3-4 человека – это, на мой взгляд, оптимальный размер разведгруппы, так как 4 человека это одно купе, а значит надёжное хранение дорогостоящего снаряжения, оружия, документов и т. д. 4 человека – это возможность работать двумя парами и наконец 4 человека – это возможность эвакуации раненого или заболевшего товарища на носилках, волокуше и т. д.

Работа в поле.

До места добирались обычным порядком по шоссе до н. п. Чиньяворык и далее примерно 7-8 часов по лежнёвке, где, как обычно, видели медведя. К ночи были на месте и поскольку стояли так называемые «белые ночи», а времени было в обрез, то решили сразу же выдвигаться к гроту Попова. Так как из-за многоснежной зимы проехать к лагерю золотарей форсировав два разлившихся ручья и крутой подъём было невозможно, то машину оставили наверху на небольшой поляне и налегке, с самым необходимым, выдвинулись в направлении грота Попова. Тяжёлое снаряжение* решили не брать, так как ночевать запланировали на базе золотарей. До грота пробирались напрямик через заболоченные и буреломные участки форсировав по дороге раз 30 меандрирующий безымянный ручей, который и вывел нас к поляне со скальным выступом. Осмотр грота и обследование местности с помощью дрона выявили следующее:

1. Других скальных образований на расстоянии 300-500 м от поляны нет, 2. Непосредственно рядом с гротом проходит «медвежья тропа», по которой медведи спускаются со скалы на прилегающую к ручью поляну, очевидно для водопоя или охоты на лосей, о чём свидетельствуют многочисленные лосиные и медвежьи следы и кучи помёта (Рис. 2).

3. Непосредственно на низком своде грота, А. Попов нашёл два коротких и светлых волоска длиной 4-5 см, взятых для определения.

4. На дне грота находились два аккуратно выеденных, очевидно мышами или птицами кукурузных початка, оставленных осенью в упаковке, которая исчезла.

*Палатку, тент, спальники, топор, фонари, посуду, часть продуктов и прочее.

-2

Закончив осмотр, группа выдвинулась в направлении лагеря золотарей и, выйдя на дорогу, обнаружила на ней массу медвежьих и лосиных следов, свидетельствующих о постоянном перемещении животных, по этому «медвежьему бродвею». Сам по себе лагерь золотарей был в рабочем состоянии и, выбрав удобный балок с печкойбуржуйкой, нарами и матрасами, поужинав легли отдыхать после тяжёлого дня*. Хорошо отдохнув и по-быстрому позавтракав**, налегке*** вышли на дорогу, ведущую к месту обнаружения следов в сентябре 2020 года. На этой заброшенной лесной дороге были обнаружены следы геологоразведочных работ**** в виде нескольких пробуренных скважин и брошенных буровых труб. Интересно что на этом пути нам не встретилось ни одного медвежьего следа, хотя лосиных было много. Попадались и волчьи.

Рис. 3 «Тропа лешего» (фото Н. Акоева).
Рис. 3 «Тропа лешего» (фото Н. Акоева).

*В этот день мы прошли по моим подсчётам от 22 до 25 км, совершенно вымотались и еле доползли до базы.

**Есть совершенно не хотелось, а вот пить, со страшной силой.

***Всё снаряжение кроме оружия, оставили в лагере, в балке.

****По некоторым признакам работы велись в декабре 2020 года.

Ситуация в конечной точке маршрута, где протекал 4-й безымянный ручей была следующей. Вдоль долины ручья шли крутые (до 50-60 градусов) откосы, переходящие в 8-12 метровые отвесные обрывы и проход вниз на поляну у ручья был возможен без специального снаряжения только в одном месте, где был небольшой распадок и подобие протоптанной тропы, на которой имелись многочисленные следы лосей* (Рис. 3). А. Попов первым спустился по левой стороне распадка параллельно этой тропе, где он месте с С. Алексееым спускался в прошлом году. Я спускался по левой стороне непосредственно самой тропы. Спуск имел крутизну примерно в 45 градусов, был покрыт сухими прошлогодними листьями и очень скользок. Спускаться приходилось, цепляясь за небольшие ёлочки и одну удобно расположенную загнутую вниз и надломленную берёзу (Рис. 4).

-4

Когда я ухватился за неё, чтобы не скатиться вниз по склону, то подумал, что этот надлом ствола не случаен, и я не первый хватаюсь за него руками. В это время А. Попов, находящийся уже внизу, крикнул, что за это дерево явно хватался кто-то имеющий руки, то есть примат - человек или леший.

*Причём лоси в данном месте только поднимались снизу от ручья, но, следов спускающихся по распадку лосей, не было, как не было и никаких следов медведей.

Г. Куртов*, спускавшийся последним по центру тропы обнаружил внизу необычный след в виде сдвига грунта, образовавшего некое подобие ступеньки с отпечатком большого пальца стопы шириной 4-5 см внутри (Рис. 5). След вёл снизу верх и, очевидно, был оставлен тяжёлым и мощным существом так как наши попытки сдвинуть подобным образом плотный грунт не увенчались успехом.

-5

Кроме того, как заметил А. Попов, высота подъёма стопы была не меньше 60- 70 см, что совершенно исключает человеческий фактор, ибо так задрать ногу, да ещё поднимаясь вверх по крутому склону, нормальный человек просто не может. Осмотрев «тропу лешего», группа спустилась на поляну у ручья и сделала неудачную попытку осмотра окрестности с помощью дрона, который почти сразу потерпел аварию и, упав вертикально вниз с высоты 15-20 метров прямо перед нами на край поляны, к счастью, не попав в ручей с быстрым течением (Рис. 6).

*До этого вёдший видеосъёмку нашего спуска вниз по тропе в долину ручья.

-6

Форсировав ручей в удобном месте, группа отправилась вверх по течению ручья к месту прошлогодней находки следов на склоне прилегающей гряды. По пути приходилось много раз переходить с одного берега ручья на другой и, в одном месте, выйдя на небольшую полянку, мы обнаружили в её центре сломанную по середине ёлку высотой 3,5-4,0 метра (Рис. 7). Необычным было место слома – участок ствола длиной в 3-5 см, при толщине ствола в этом месте 6-8 см. Такой резкий слом возможен только в одном случае – ствол в этом месте был зажат и зафиксирован в тисках или мощной руке, а вершину резко рванули выше места фиксации в одну и в другую стороны так, что на месте слома не было расщепления древесины.

*Причиной аварии, возможно, была холодная погода, так как для нормальной работы дрона требовался прогрев электродвигателей и аппаратуры не менее чем до 15-20 градусов по Цельсию, в то время как наверху, в тайге, местами ещё лежали небольшие снежники, и в долине ручья, было, соответственно, ещё холоднее.

Помимо необычного слома были ещё несколько странностей. Отломанная верхушка ели была воткнута подогнутой вершиной вниз так, что подпружиненный комлевой конец верхушки надёжно фиксировался в кроне оставшейся живой нижней части, ели, что было бы возможно только при подведении его снизу. Многочисленные попытки всех трёх участников поиска показали, что так подпружинить отломанную верхушку ёлки человеку не по силам. Было ещё три необычных момента, отмеченных А. Поповым:

а – верхушки окружавших полянку елей также были сломаны в разное время,

б – полянка находится в низине, в затишке, где не могло быть сильных порывов ветра,

-7

в – естественный вход на полянку расположен со стороны ручья таким образом, что сломанную ёлку невозможно не заметить, так как выйдя от ручья на полянку упираешься прямо в неё. Возникло предположение, что это пограничный или гендерный маркёр, оставленный лешим-хозяином данного кормового участка для других кочующих экземпляров РГ. Подобные территориальные знаки известны и для других крупных животных –медведей, лосей и тигров. Всё вышеизложенное явилось основанием для установки фотоловушек в двух местах – на полянке у сломанной ёлки и возле «тропы леших» (Рис. 8 и Рис. 9). Есть надежда что к середине сентября, когда ловушки будут сняты, удастся получить некоторый интересный материал. Обратно на базу вернулись только к вечеру пройдя в этот день примерно 20 км и сильно устав. Отоспавшись и позавтракав, в 6 часов утра вышли в обратный путь и пройдя ещё 10-12 км и форсировав ещё два ручья, к 10 часам вышли к автомашине. К вечеру успели в аэропорт города Ухта и к полуночи были в Москве.

Итоги.

1. Дополнительно обследованы районы грота Попова и 4-го безымянного ручья. 2. Произведена оценка общей ситуации этого сезона:

а – летний проезд обычным автотранспортом возможен только при благоприятных условиях, а зимой при условии расчистки дорог.

б - лагерь золотарей находится на настоящий момент в рабочем состоянии, безлюден и пригоден для базового лагеря.

в – оптимальным периодом для работ является конец мая – начало июня, когда реально уже тепло, но гнуса ещё нет. Также работы возможны с конца августа по начало сентября, когда ещё тепло, но гнуса уже мало. Животный мир обилен. Много медведей и лосей.

г – в районе «тропы лешего» следов медведей не обнаружено, что само по себе показательно.

д – работа, в период «белых ночей», удобна и вполне комфортна.

Выводы.

По итогам трёх полевых разведок можно констатировать, что исходя из находок следов, в указанном районе Тиманского кряжа постоянно обитает семья реликтовых гоминидов (РГ) из 3-4 экземпляров – рослый самец, самка, подросток высотой с человека и маленький детёныш. Возможно, неподалёку держится ещё один очень крупный самец-одиночка. Есть вполне реальный шанс увидеть их и зафиксировать тем или иным способом.

25.06.2021 г. Н.Н. Акоев E - mail: alamas17@yandex.ru

Список рекомендованной литературы

1. Акоев Н.Н. – «Тиманский вояж» (отчёт о полевой разведке в районе Тиманского кряжа 08.09. – 15.09.2019 г). http://alamas.ru/rus/news/timv.pdf 2. Акоев Н.Н. – «Тиманский вояж – 2» (отчёт о полевой разведке в районе Тиманского кряжа 06.09 – 13.09.2020 г.). http://alamas.ru/rus/news/otchet.pdf