Прошло уже десять лет с релиза «4», но почему-то только сейчас начинаешь действительно проникаться музыкой, которая сокрыта за этим лаконичным названием. Один из важнейших релизов для Бейонсе Жизель Ноулз-Картер, хотя можно и просто - Queen B, все и так поймут о ком пойдёт речь.
После успеха трёх сольных альбомов, нескольких пусть и скромных, но не менее удачных ролей в кинолентах, а также множества наград в разных сферах деятельности, популярность Бейонсе, кажется, достигла своего пика. Но исполнительница и не думала останавливаться - по окончании своего мирового тура в поддержку альбома «I Am... Sasha Fierce» она приступила к записи нового музыкального материала. Первым важным шагом в карьере девушки был отказ от дальнейшего сотрудничества со своим отцом, курировавшего все её ранние проекты. Отсюда и название «4», как рождение нового пути в творческой деятельности исполнительницы, дата рождения которой также включает в себя это число.
Перед Бейонсе стояла важная задача: вновь заявить о себе, но уже собственноручно руководя многими аспектами своей музыкальной карьеры. И неспроста первым синглом с альбома стал феминистический «Run the World (Girls)» - кричащий и агрессивно атакующий своими электронными битами трек, способствующий расширению прав и возможностей женщин, что чётко прослеживается не только в его тексте, но и в музыкальном видео. Данная тема ещё будет упомянута на альбоме, но уже не так отчётливо. Пусть сингл и был по-своему хорош, но уже при его выпуске певица столкнулась с первыми трудностями: ранней утечкой в сеть и активными нападками от конкурирующих в мейнстримовой нише музыкальных лейблов, что незамедлительно коснулось коммерческих показателей и позиций в чартах. Возможно, не стоило использовать столь явно сэмпл песни «Pon de Floor» от Major Lazer в качестве лид-мотива, но разве можно отрицать итоговое влияние всего этого манифеста на поп-культуру, когда он сопровождался такими яркими и сочными перформансами в свою поддержку.
Следующими весточками с альбома стали «1+1» и «Best Thing I Never Had». Первая, ставшая промо-синглом, поразила своих слушателей пронзительным вокалом, а также не типичным для исполнительницы видеорядом, изобилующим множественными психоделическими эффектами. Вторая, получившая статус полноценного сингла, добилась неплохих коммерческих результатов и стала главным хитом с альбома. Стоит отметить, что пусть миссис Картер и умеет «уходить красиво» в своих песнях (сразу же вспоминая при этом «Irreplaceable»), выглядит это порой не всегда уместно, особенно когда события к этому не располагают. Также кажется странным сам итоговый продукт: песня могла получиться другой. Оригинальная версия звучит притягательней и не старается местами походить на «A Thousand Miles» Ванессы Карлтон.
Альбом «4» вышел 24 июня 2011 года, но попадание его в сеть почти за месяц до официальной даты релиза стало малоприятным событием. Возможно, именно это заставило исполнительницу в дальнейшем держать в секрете работу над своими будущими проектами. Возвращаясь к пластинке, не упускаешь возможности отметить, как разительно она отличается от всего того, что выпускали в то время многие мейнстримовые исполнители. Бейонсе не раз отмечала, что ей не совсем нравилось то, что играло в тот момент на радио и ей хотелось выпустить музыку, которая была бы ближе к той на которой она выросла, которой она вдохновлялась. Ей хотелось выпустить музыку, которою она бы могла исполнять спустя продолжительное время. На альбоме певица старается больше углубиться в тему отношений, любви и взаимопонимания, через призму личностных ощущений, рассказывая как о своих сильных сторонах, так и уделяя отдельное внимание своим слабым. И всё это вкупе с налётом ретро звучания и пронзительного, местами надрывающегося вокала, передающего всю глубину её чувств.
Данный релиз, определённо можно считать одним из самых вокальных в дискографии исполнительницы. Мид-темпо композиции, особенно баллады, хорошо раскрывают ей богатый диапазон. Здесь есть и насыщенные низкие грудные ноты и попадающие в цель высокие, головные. Важными эпицентрами вокального мастерства миссис Ноулз можно считать треки «Love on Top», упомянутый ранее «1+1», «I Care» и «I Was Here». Отдельно хотелось бы упомянуть «Love on Top», который по праву может считаться одним из лучших на альбоме. Вдохновлённый творчеством Этты Джеймс, лёгкий по звучанию и стремительно, казалось бы, бесконечно уходящий вверх трек, захватывает всё ваше внимание, не отпуская до самого конца.
Несмотря на то, что в трек-листе «4» можно отыскать места, которые слегка проседают при его полном прослушивании, на помощь всегда приходят такие треки как «Party», «Countdown» и «End of Time». Являясь самыми колоритными с альбома, песни не зря были выбраны в качестве последующих синглов с релиза. Они определённо не дают заскучать и порой помогают пережить скудную в аранжировке «I Miss You» и не столь значительные «Rather Die Young» и «Start Over». Добавляя элементы фанка, «Party» и «Countdown» поражают своей харизматичностью как в своих аранжировках, так и в музыкальных видео, приправляя, казалось бы, простые тексты нотками самодостаточности и зрелости суждений. «End of Time» местами схожа, но кажется чуть более наивной, хоть и заряжает правильной энергией.
В расширенных версиях альбома, можно также заметить «Dance for You» и «Schoolin’ Life». Сложно не брать во внимание эти треки, когда они так ярко сияют. «Dance for You» завораживает, являясь чувственным, эротичным джемом, местами дерзко заигрывая со своим слушателем. Вдохновлённое нуар фильмами 40-хх годов музыкальное видео лишь продолжает ту интимную обстановку, которую создаёт композиция, дополняя её достаточно сексуальной хореографией от исполнительницы. Роль роковой женщины определённо идёт Бейонсе и этого у неё не отнять. «Schoolin’ Life» же стала отличным мотивационным гимном, который заметно выделяется среди своих аналогов, хотя бы интересным звучанием и правильными вокальными акцентами, от чего ему по силам существовать вне времени.
«4» - стал самой настоящей проверкой на прочность для исполнительницы. Будучи уже довольно крупным артистом, Бейонсе как будто вернулась в те года, когда только состоялся её дебют. Постоянно наталкиваясь на различные препятствия, ей приходилось бороться за своё место в музыкальной индустрии, при этом оставаясь верной самой себе и донося до людей свой посыл через музыку. Не всегда всё идёт так, как это было запланировано первоначально, но крайне важно уметь воспрять духом и продолжать начатое, преодолевая возникшие трудности. Альбому «4» удалось стать той необходимой отправной точкой, которая позволила карьере Бейонсе идти в нужном направлении, продолжая попутно развиваться. У релиза есть своё обаяние, неисчезнувшее с годами. Это отличная работа, являющаяся значимой частью в дискографии исполнительницы и возвращаться к «4» по-прежнему весьма заманчиво и волнительно.