Последний сезон монорельса в Москве: почему закрывают московскую монорельсовую дорогу?
Московская собянинская администрация приняла решение об окончательном закрытии одной из веток московского метро – тринадцатой, или городской монорельсовой дороги. Это подтверждается многочисленными источниками в мэрии, хотя официальной даты прекращения работы пока ещё нет, а предположительно всё случится в августе.
Есть также версия, что его официально закроют на ремонт, но назад уже не откроют – таким образом, семнадцатый год жизни этого проекта станет последним.
По версии метрополитена, обсуждаются разные версии, а решения пока нет. Метро гневливо возмущается популистской повесткой, формирующейся вокруг ветки, а также напоминает: та глубоко убыточна. Ежегодно расходы составляют от 600 до 800 млн. рублей, а перевозит она за год лишь полтора миллиона пассажиров, в то время как московское центральное кольцо такой же объём обслуживает за три дня, а траффик метрополитена за сутки вообще в несколько раз больше.
По статистике, доступной администрации, у ветки лишь 39 постоянных пассажиров, больше 20 раз за календарные 30 дней использующих в нём карточку «Тройка».
В России он такой один, а в Европе суммарно три: ещё парочку можно отыскать в германских Дортмунде и столице Олимпиады 1986 года Вуппертале. Обычно монорельс не используют для обычной уличной коммуникации – чаще это транспортные системы для крупных аэродромов или связи между большими инфраструктурными объектами, в парках развлечений и т.д. В Москве его было решено построить по решению Юрия Лужкова, под проект московской выставки – так, к сожалению, и не состоявшейся. Бюджету города это встало в шесть с лишним миллиардов.
Длина маршрута 300 метров не дотягивает до пяти километров, соединяя метро «Тимирязевская», минуя на высоте пятнадцати метров Октябрьскую железную дорогу, проезжая ВВЦ, телецентр «Останкино» и ряд других объектов. Всего тут шесть станций, депо и оборотное кольцо. Поезд проектировали ракетчики из МИТа, поэтому его так дорого обслуживать. Плюс всего их было сделано десять, запчастей не хватает, в результате чего количество функционирующих составов не превышает четырёх, остальные пошли на «разборку» или ждут своего часа в парке. Заменить их нельзя, пользоваться – тоже. Это замкнутый круг.
Единственное, что удерживает мэрию от закрытия монорельса – бунт местных жителей и гражданских активистов, уже однажды отстоявших дорогу от нашествия безумного крота. Не сумев разобраться с нежеланным объектом сходу, власть пошла в обход и перевела систему из транспортного режима в экскурсионный, снизив частоту движения с «раз в пять минут» до получасового; разумеется, привлекательность монорельса после этого сильно упала, люди стали пользоваться метрополитеном, хотя это и дольше.
Москвичи, поначалу негативно воспринявшие новый объект на фоне входной группы ВДНХ, теперь активно борются за его сохранение.
- Так, одним из пунктов программы теперь уже депутата Мосгордумы от района Останкино, представителя «Яблока» Максима Круглова, было сохранение этого уникального объекта.
- Руководитель Союза пассажиров России и эксперт минтранса, бывший замминистра Кирилл Янков убеждён, что эта дорога – памятник волюнтаризму Юрия Лужкова, целой эпохе. У него есть плюс в бесстыковом пересечении железнодорожных путей и возможности использовать пространство между опор для проезда, парковки и других нужд.
Если удастся добиться снижения издержек и научиться использовать туристический потенциал объекта, он может быть весьма интересен и полезен как городу, так и туристам.