Найти тему
Black Caviar Games

Миф № 4: Успешных игр без фансервиса не бывает

Что такое фансервис

Фансервис в широком смысле - контент, не являющийся сюжетообразующим, но вызывающий у целевой аудитории эмоциональный отклик. Если проще - обслуживание желаний фанатов. Персонаж, фраза, предмет или даже ракурс. Часто - “пасхалка” или отсылка к другим проектам. Встречается не только в играх, но и в фильмах, сериалах, комиксах.

Фансервис в узком смысле - демонстрация физически привлекательных персонажей, в том числе с ракурсов, позволяющих рассмотреть их получше. Термин возник благодаря некоторым манга и аниме-тайтлам, в которых активно использовали подобные приемы.

В фансервисе в широком смысле нет ничего плохого, если цель не в том, чтобы угодить фанатам в ущерб качеству произведения. Сам по себе он не исключает интересный сюжет, раскрытие характеров героев и т.д. Некоторые произведения сознательно насыщены фансервисом, оставаясь качественными. Примеры - фильмы “Первому игроку приготовиться!”, “Ральф”, “Покемон. Детектив Пикачу”.

Больше вопросов, в том числе этических, вызывает фансервис во втором значении. Многие воспринимают его как объективацию и сексуализацию персонажей, а также как способ прикрыть художественные недостатки продукта.

Успешные игры с фансервисом

Конечно, таких проектов немало.

Hyrule Warriors, Lovers of Aether, Heroes of the Storm, toys-to-life проект Disney Infinity использовали любовь фанатов к персонажам уже существующих франшиз.

Во многих играх есть отсылки (или референсы) к другим частям серии, играм студии или сторонним произведениям. Своего рода фансервис-лайт. В Overwatch это карта BlizzardWorld - тематический парк развлечений по играм компании. В Doom: Eternal можно сыграть в классические Doom и Doom 2. Джокер, встречая Капитана Холода в Injustice 2 и вовсе цитирует “О капитан! Мой капитан!” поэта Уолта Уитмена.

Нередко фансервисом становились целые дополнения - скажем, Mass Effect 3: Citadel, Borderlands 2: Tiny Tina's Assault on Dragon Keep, Sims 4: Laundry Day Stuff. Второе, например, - очевидная отсылка к Dungeons & Dragons, а третье - результат пожеланий комьюнити.

Наконец, создатели Soul Calibur, Bayonetta, Neptunia, Red Alert 3 наделили своих женских персонажей специфическими пропорциями и подчеркивающими их нарядами.

Успешные игры без фансервиса

Их проще найти среди инди-проектов, но и большие “коммерческие” игры без фансервиса или с его минимальным содержанием есть.

В Blasphemous сыграло более миллиона человек. Это сложная метроидвания, которая точно не создана для эмоционального обслуживания игроков. Ее козыри - геймплей, напоминающий олдскульные платформеры и мрачная атмосфера средневековой страны, пораженной непостижимым Чудом.

Subnautica берет концепцией. Даже наши океаны исследованы слабо, а инопланетных мы еще не видели. Только глубины, страшные левиафаны и никакого фансервиса. Если, конечно, не считать таковым сходство некоторых обитателей планеты 4564B с земными.

Horizon: Zero Dawn - антитеза фансервисных игр с женскими персонажами в откровенных нарядах. Протагонистка Элой - храбрая и целеустремленная девушка с прекрасными навыками охотника на машины.

Подведем итог:

Создать успешную игру без фансервиса можно. Прежде всего, игрок ждет не его, а интересные механики, сюжет и ярких героев. Разумное использование фансервиса разнообразит проект и сделает ее интереснее. Особенно, если это референсы или “пасхалки”.