Найти в Дзене
Олег Кузьмин

Почему я больше не буду осуждать израильтян, скитавшихся в пустыне 40 лет

Сходил с друзьями в поход на неделю в Карелию. Красоты Карелии, ягоды, грибы и рыба – это совершенно отдельная тема, о которой я пока умолчу. Что хотел бы сказать здесь, так это почему я больше не буду осуждать израильтян, скитавшихся в пустыне 40 лет.

Израильтяне, которых Моисей вывел из Египта, должны были пройти через землю Филистимскую, кратчайшим путём, который составлял примерно 400 километров. Даже учитывая, что шли они медленно, с маленькими детьми, скотом и всеми своими вещами, а хороших дорог не было, в день проходя по 20 км, они вполне могли дойти в заветный Ханаан за 21 день. Однако отвергнув Моисея, бывшего наследным принцем и знатным вельможей в Египте, они обрекли себя на дополнительные 40 лет рабства, и вторая попытка Исхода включала в себя уже скитание в Синайской пустыне в течении более долгого периода времени:

«Когда же фараон отпустил народ, Бог не повел его по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет».

Исх.13:17

Путь через пустыню составлял уже порядка 700 км и у израильтян было время подготовиться к тому, чтобы избавиться от остатков «рабского» мышления, почувствовать свободу и подготовиться к тому, чтобы сразиться за обетованную землю с ханаанскими племенами. Однако они постоянно жаловались:

«Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших».

Чис.11:5,6

Израильтяне проявляли недовольство и неверие постоянно: на Чермном море, ожидая Моисея со скрижалями и отливая золотого тельца, возмущаясь присутствием в рационе одной только манны, в Рефидиме из-за отсутствия воды, в Ханаане из-за слишком сильных народов и так далее. В какой-то момент даже Моисей не выдерживает и высказывает своё возмущение Богу, прося Его о смерти:

«И сказал Моисей Господу: для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его? откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему? ибо они плачут предо мною и говорят: дай нам есть мяса. Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня; когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего».

Чис.11:11-15

Моисею не позавидуешь, нас в походе было всего 10 человек, включая женщин и маленьких детей. И нашему «Моисею» приходилось решать все вопросы по ходу всего похода.

- Моисей, у меня болит голова, парацетомольчику не найдётся?

- Моисей, в моей палатке очень холодно, сделай что-нибудь

- Моисей, как бы разнообразить наше питание, сходи за грибами, ягодой или рыбой

- Моисей, я подвернул ногу, больше идти не могу

- Моисей вода в реке слишком холодная, можно я не буду котелок мыть?

- Моисей, моя одежда вся промокла, выдай дождевик запасной

- Моисей, дети играли вне стана и вляпались в говно, что делать?

- Моисей, так холодно, где дрова брать для костра?

Легко можно понять страдания Моисея, который смотрел лишь на Бога, и хотел всего лучшего своему народу, а его втягивают в решение бесконечных бытовых вопросов. Но также можно понять и израильтян.

Они жили в Египте и все решения принимались за них, у них была работа, до седьмого пота, но также были и дома, водопровод, отопление и канализация, может еда была и скудна, но всё же разнообразнее, того, с чем они столкнулись в походе. Их дети были обречены на рабство, как и родители, но всё-таки получали какое-то образование и были в какой-то степени защищены от внешних врагов. А тут совершенно незнакомая и опасная среда, бесконечные пески, за которые ещё приходиться сражаться, опостылевшая манна, никакого видения будущего, но множество сложных обстоятельств.

В нашем походе нам нужно было за 5 дней пройти-проплыть 60 км, вроде и не много, но среда незнакомая, река узкая, рафт регулярно застревает на камнях, приходится лезть в ледяную воду и выталкивать его, в один день он и вовсе напоролся на сук и сдулся за считанные секунды прямо в воде, вместе со всеми пассажирами на борту. Медведей много, так как рыба идёт на нерест вверх по течению реки, а для мишек это любимое лакомство, поэтому от лагеря отходить далеко нельзя. Днём жарко, ночью холодно, встречный ветер практически обнуляет попытки плыть вперёд, грести весь день тяжело, через некоторое время всё тело уже болит и затекает. Как итог: приплыли – поставили палатки, поужинали и отрубились, проснулись – позавтракали, собрали палатки и поплыли. В последний день рафт начал спускать с обоих бортов, приходилось грести, а потом подкачивать его на ходу, потом опять грести, а потом опять подкачивать. Нет, нет, да и проскользнёт внутри жалоба, по поводу обстоятельств. А если бы не красивая природа Карелии, а унылый пейзаж бесконечных песков и барханов? А если бы не 10 человек, а два миллиона? А если бы не 7 дней, а 40 лет? В общем я решил, что не буду больше легкомысленно осуждать израильтян и Моисея. Нам всегда легко выносить суждения о событиях, случившихся сотни лет назад и думать: «Вот, что им стоило потерпеть немного? Почему они так легко сдались? Вот бы им проявить чуть больше веры, ведь их ждала такая награда». Чтобы избавиться от подобных пространных рассуждений, достаточно сходить в поход на несколько дней и побыть хотя бы немного в роли Моисея.

В какой-то день я серьёзно задумался, о том, как израильтяне ходили в туалет, ведь у них не было туалетной бумаги, а песком и мхом подтираться совсем не весело. В лесу вокруг стоянок туристов, просто россыпь беленьких бумажек отмечающих, справленные естественные потребности человека. В маленькой пустыне, бродя по кругу 40 лет, что мог наделать многочисленный народ? Есть упоминание о том, что израильтяне имели при себе лопатки, чтобы выкапывать ямки и справлять в них свою нужду, а после чего закапывать их, если это так, то современным туристам есть чему у них поучиться…

У нас получился крутой поход, на грани моих эмоциональных и физических возможностей, и время от времени я спрашивал себя: «А могу я ещё и благодарить в этой ситуации? Могу я улыбаться, шутить и поддерживать других, даже когда мне самому сложно?» Думаю израильтянам было гораздо горше, поэтому впору им и Моисею просто посочувствовать и больше никогда не осуждать их…