Найти тему
Klymenko Time

Продолжение истории: как журналист Klymenko Time возвращался из Донецка в Киев

Оглавление

Снова 1500 километров впереди, более суток в дороге, а еще усиленный контроль на украинской таможне к въезжающим из России

Неделя дома в Донецке пролетела незаметно. Хотя даже и недели не прошло. На общение с родными было всего пять дней. Настало время возвращаться в Киев. О том, что примерно меня ждет, я уже понимала. Как проходило путешествие на неподконтрольную территорию через Россию, я рассказала в материале «Дорога из Киева в Донецк: поездка глазами журналиста Klymenko Time».

Из нового мне предстояло узнать, как на самом деле изменились условия пересечения российско-украинской границы из-за ужесточения мер в связи с угрозой распространения штамма коронавируса «Дельта». Как нынче решается этот вопрос, я увидела.  И теперь делюсь информацией с читателями Klymenko Time.

Приготовления к отъезду

За несколько дней до поездки мне позвонила диспетчер компании-перевозчика, чтобы подтвердить бронь. Уточнили время выезда и стоимость поездки. Отправляться предстояло вечером, цена 1800 гривен — на 200 больше, чем платила, когда ехала в Донецк. Оплату принимают как в гривнах, так и в рублях.

Как и в предыдущий раз, меня ждала пересадка после пересечения российско-украинской границы. Плюс диспетчер меня сразу же предупредила, что обязательно нужно взять лишних 600 гривен. Эти деньги, якобы, предстоит заплатить на украинской таможне, чтобы избежать самоизоляции. Ведь те, кто выехали из Украины в Россию после 4 августа, а теперь возвращаются обратно, обязаны установить приложение «Дія» и уйти на двухнедельную самоизоляцию, которую нельзя прервать даже при наличии негативного ПЦР-теста.

Способ избежать 14-дневного нахождения дома — сертификат о полном цикле вакцинации от Covid-19 препаратом, одобренным ВОЗ. Самоизоляция для граждан Украины отменяется и в том случае, если сделана хотя бы одна прививка. Для подтверждения, что первая доза препарата введена, нужно предъявить справку формы «063-О». Как и бумажный сертификат о вакцинации, получить этот документ можно у семейного врача.

Прежде чем ехать в Донецк, я как раз сделала вторую прививку и успела получить сертификат. Поэтому когда диспетчер компании-перевозчика предупредила меня о возможных «дополнительных тратах» на украинской таможне, я ответила, что у меня на руках документ о прохождении полного курса вакцинации, иммунизацию я прошла в Украине. После этого мне сказали, что при прохождении границы у меня не должно возникнуть никаких проблем. Так ли это было на самом деле, читайте далее.

Начало пути

Мой отъезд из Донецка был запланирован на 18:00, но автобус задержался, поэтому выехали почти на час позже. Кроме двух водителей, с нами ехала еще и сопровождающая, чего не было по пути домой. Она предупредила, что направляется с нами только до российской границы в Белгородской области.

После 21:00 мы добрались до таможни «ДНР» в Новоазовске. Как и по дороге в Донецк, из автобуса вновь никто не выходил, вещи не проверяли. У пассажиров почти сразу собрали паспорта на проверку. Спустя несколько минут в салон автобуса зашел человек в форме и попросил молодого человека, который был одним из пассажиров, забрать вещи и выходить из автобуса. Вышла и женщина, которая сопровождала парня. Еще какое-то время они постояли возле автобуса, но назад так и не вернулись. Поездка продолжилась без них. На таможне «ДНР» мы простояли около 30 минут. Пока ждали, успели заполнить миграционные карты для въезда в Россию. Дальше – контроль на КПП РФ.

Здесь пришлось выйти из автобуса с вещами. Всего на прохождение двух таможен – «ДНР» и РФ — ушло меньше часа. Впереди — ночная поездка по России. Остановки делали каждые 4 часа. В 11:00 следующего дня мы подъехали к российскому КПП в Нехотеевке.

Вновь пешая дорога и первый контроль. Пока стояли в очереди, людей из моего автобуса больше всего интересовал один вопрос, кому и как заплатить те самые 600 гривен, чтобы избежать самоизоляции. Перед поездкой всех их тоже предупредили о «дополнительных тратах». Тонкостями прохождения границы с людьми успела поделиться и сопровождающая. Но информация от нее разнилась. Так кто-то говорил, что она советовала заплатить 600 гривен на украинской таможне сразу, кому-то, якобы, рекомендовала платить трижды по 200 гривен. Тем временем — минут 20 и первая проверка позади. Впереди – украинская таможня.

Приближаясь к пункту пропуска, меня окликнул мужчина на легковом авто. Он предложил за 500 гривен провезти через пункт пропуска, взамен обещал «никаких штрафов и самоизоляции». К тому времени в его машине уже сидели несколько человек из моего автобуса. От услуг этого водителя я отказалась. Также сделали еще несколько человек, которые шли следом за мной. На украинской таможне граждан Украины, которые не вакцинированы от Covid-19 или не имеют при себе справки о получении первой дозы вакцины, попросили устанавливать приложение «Дія». После этого некоторые люди начали возвращаться к тому месту, где им ранее предлагали проехать через таможню легковым авто за 500 гривен.

Тем временем я показала свой сертификат вакцинации, далее были паспортный контроль и проверка вещей. В итоге на прохождение двух таможен – российской и украинской – у меня ушло по 30-40 минут.

Когда оказалась за территорией таможенного пункта, туда как раз уже добрались и те, кто заплатили по 500 гривен. Проходили ли они хоть какую-то проверку, прежде чем оказались на территории Харьковской области, – не знаю. Были среди моих попутчиков и такие, кто выезжал с территории Украины до 4 августа. То есть до того, как начали действовать усиленные ограничения в связи с угрозой распространения штамма коронавируса «Дельта». Таким гражданам Украины тоже не нужно проходить самоизоляцию.

А тем временем до автобуса, который должен был везти нас в Киев, оставалось 2 часа. Маршрут перевозчика построен таким образом, что рано утром автобус выезжает из Киева и везет пассажиров к таможенному пункту «Гоптовка». Этот путь водители преодолевают к 14:00. И именно на этом автобусе и должны возвращаться люди, которые накануне вечером выехали из Донецка. А пассажиры, отправившиеся из Киева утром, едут в Донецк на автобусе, который привез нас к российско-украинской границе в Белгородской области.

В такой схеме я нашла для себя как плюсы, так и минусы. Вероятность, что автобус прибудет с большой задержкой мала, так как есть четкий график, и водители по разные стороны границы зависят друг от друга. По этой же причине не стоит рассчитывать, что получится приехать раньше. В Киев я возвращалась столько же, сколько ехала из Донецка — 28 часов. В итоге в 22:00 автобус высадил пассажиров возле столичного железнодорожного вокзала.

От себя остается лишь добавить, что поездка в оба направления физически оказалась для меня очень сложной. Что по дороге в Донецк, что в обратном направлении последние несколько десятков километров пути казались вечностью. Я четко запомнила график автобуса, на котором ехала. Первые несколько недель вечерами, зная, что сегодня есть рейс в Донецк, невольно вспоминалось, что этой ночь 50 человек едут где-то по территории России, чтобы, преодолев дорогу в 28 часов, оставив за спиной полторы тысячи километров, потратив кучу сил, обнять близких.