Вы можете потерять дар речи. Если ничего не знать про эту скульптуру, а, просто прогуливаясь по Болотной набережной к отреставрированному фасаду ГЭС2, неожиданно увидеть это чудо. И тогда вы в полной мере сможете понять, почему эту скульптуру все так ненавидят. Но внимательный человек, рассмотревший этот плод современного искусства получше, увидит на нём отпечатки пальцев и подумает: "Ах нет, показалось!". Вчера я поехал на Болотную и собственными глазами увидел это спорное произведение искусства. Давайте попробуем разобраться, почему его так ненавидят.
16 августа в Москве напротив фасада ГЭС2 установили работу швейцарского художника Урса Фишера под названием "Большая глина N4". Она представляет собой увеличенную в 50 раз копию комка глины, которую автор разминал в руках. Глина, видите? А вы что подумали? Наверно, именно и это вызвало настоящий шквал эмоций у горожан.
Высота памятника - 13 метров. Материал - аллюминий. Собиралась из более десятка частей усилиями 20-ти рабочих и крана. Стоимость скульптуры оценивается в 10-12 миллионов рублей. Рядом постоянно присутствуют два охранника.
Так почему же скульптура вызвала такой интерес? На вопрос в интервью "Вечерней Москве" отвечает скульптор, автор Ржевского мемориала Советскому солдату, член Московского Союза художников Андрей Коробцов:
"В Москве в целом очень мало арт-объектов по сравнению с другими крупными городами. Например, Берлин или итальянские города. Там очень много городских объектов, привлекающих внимание, они здорово смотрятся. Может, это не самый хороший вариант, но это лучше, чем какой-нибудь очередной человек с автоматом. Это что-то нейтральное и интересное. Это законченное произведение искусства." (Вечерняя Москва)
Я же считаю, что это провокация, к которой наши люди просто оказались не готовы. В данном случае провокатор - и швейцарский художник, который её создал, и те, кто отвечает за её установку в Москве. Я думаю, что они связаны с открывающимся арт-пространством ГЭС-2. Смотрите, какая ситуация. Если бы "Большая глина N4" была выставлена в музее, то воспринялась бы гораздо спокойнее, как часть современного искусства. Да, не без усмешек и колкостей. Но её выставили на набережной, предназначенной для прогулок и отдыха.
Там даже специальные "сидушки" установлены. Люди отдыхают. А теперь - многие из них делают сэлфи напротив этой "кучи экскрементов", как её называют в сети. Цель достигнута - провокация и хайп. Правда, вряд ли организаторы ждали столько злобы и ненависти к ней, но что есть - то есть. Налицо - наше отставание от общемировых тенденций. До этого скульптура стояла в Нью-Йорке и Флоренции, и там к ней более спокойно отнеслись.
Архитектурный критик Григорий Ревзин сказал в интервью, что у нас скульптура Фишера стала памятником «единению в ненависти, которую мы выливаем на страницы социальных сетей». У себя в блоге он добавил, что подобную злобу у нас вызывает вообще «любая скульптура: неважно, это Владимир, Калашников, Ржевский монумент или скромный памятник Самуилу Яковлевичу Маршаку на Лялиной площади, который усилиями общественности удалось убить в зародыше». (Новая газета)
Одним из самых ярых критиков скульптуры стал Максим Галкин, высказавшись в своём инстаграме:
«Это реально ужасно, отвратительно, мерзко! Там нет реально никакого смысла, никакого искусства. Почему никто не скажет, что такие художники — это просто бездарные люди, которые прячут свою бесталанность за какой-то свободой формы».
Кстати, глина расположена недалеко от памятника Петру Первому от Церетели, который тоже многие ненавидят. Теперь эти спорные произведения искусства отлично дополняют друг друга, если смотреть с Малого каменного моста.
Когда я фотографировал это творение, девушка, стоявшая передо мной, смогла проговорить только:
- Ничего необычного. Какая Москва - такая и скульптура!
Я хорошо запомнил её слова.
«Хорошо помню, как моя первая дочь родилась и ее вынесли ко мне. И я протягиваю ей палец, вкладываю в ее маленькую ладошку, а она так — оп! Это жест, первобытный, первородный, жест хватания. "Большая глина", если угодно, своего рода запись этого жеста», — сказал Урс Фишер. (Источник - РБК).
«Большая глина № 4», как, например, Эйфелева башня, со временем может быть переосмыслена обществом, поэтому, по словам её автора, нет никакого смысла пытаться оценить искусство здесь и сейчас.
#москва #искусство #культура #достопримечательности #общество
Но лично для меня этот кусок глины на данный момент символизирует саму Москву. Москву, из которой разные чиновники лепят что хотят, застраивая всё новыми торговыми центрами и отдавая под уродливые жилые комплексы всё новые территории и клочки земли, вырубая скверы и оставшиеся рощи, чтобы проложить платный дублёр Кутузовского, всё больше вгрызаясь в заповедные границы Лосиного острова. Из этой глины можно слепить красивый город с удобным пространством для жизни, но может получиться и куча дерьма.
Кстати, скоро копия этой скандальной скульптуры появится и в Питере. Пока не скажу, где именно.
А вы что думаете по поводу этой скульптуры? Может, зря на неё многие так ополчились и вы согласны с мением Собчак: "Если ты вокруг видишь г****, и во всем видишь г****, и во всех видишь г****, то это проблема явно имеет какое-то отношение к тебе"? Может, мы и правда пока отстаём и мало понимаем в современном искусстве? Комментарии открыты!
Если статья вам понравилась и была полезна, подписывайтесь на мой канал "Фотограф Гудвин" и канал в Телеграм. Каждому очень рад!