Всеобщие выборы в Перу — одно из важнейших в геополитике событий наших дней, которое за прочими, более громкими из произошедших в мире, осталось практически без внимания. По крайней мере точно было обделено таким глобальным обсуждением, как, например, афганский провал США.
По сути своей эти выборы отлично вписываются в картину тектонических процессов всей Латинской Америки. Больше месяца прошло с даты проведения самих выборов и до момента провозглашения Национальным избирательным жюри победы кандидата от левой партии «Свободное Перу» Педро Кастильо. Его соперница пошла на многие юридические уловки в ходе подсчёта голосов, чтобы переиграть карту в свою пользу. Не получилось.
Кастильо в должности президента немного больше месяца — с 28 июля 2021 года. И всё ещё сложно сказать наверняка, готов ли он к проведению леворадикального разворота своей страны, который был обещан в рамках его предвыборной кампании. Не ясно и то, какими будут действия местных «хозяев жизни» на эти перемены.
Партия, выдвинувшая Кастильо в президенты, как известно, поддерживает марксистско-ленинские идеи и имеет тесные связи с Кубой и Венесуэлой. Поэтому ещё во время предвыборной гонки всем было понятно, что за победой Педро Кастильо последуют различные социально-экономические преобразования, и ситуация в стране будет в чем-то аналогична ситуации в Боливии, когда к власти пришёл Эво Моралес.
Стоит отметить, что на первых порах местные эксперты вообще не рассматривали Кастильо как кандидата, способного всерьёз участвовать в борьбе за президентский пост. Они зачастую даже не учитывали его в своих прогнозах. Выборы показали, что положение дел в стране они оценивают попросту неадекватно.
Богатый класс в упор не видит бедственное положение большей части населения. Бедствующие местные жители устали это терпеть и откликнулись на слова Кастильо, которые оказались им близки, понятны, а главное дали надежду. Официально за чертой бедности находится порядка трети населения страны. Результаты выборов показали, что таких людей больше.
Кастильо нацелен разрушить концепцию «ортеланизма», лежащую в основе перуанской экономической модели сегодня. Эта концепция нацелена на создание максимально выгодных условий для крупного и среднего бизнеса. Исход такой политики — рост богатства, оседающего в карманах зажиточной части населения. При этом отсутствуют инструменты заботы о верховенстве права и развитии демократических институтов. Фактически такая система базируется на незаконном обогащении и без того богатых людей. Остальному населению отведена роль «забытых людей», о которых вряд ли когда-то вспомнят. Все те реалии, которые свойственны для Перу сегодня, а вместе с ними и народное недовольство — результат работы этой концепции. Именно поэтому на политическую авансцену вышел казалось бы «аутсайдер» Кастильо. Он выступил в поддержку народа, а не царства богатых.
Правые силы, естественно, опасаются возможных радикальных шагов избранного президента и как следствие - ущемление своих интересов. Потому сегодня они всеми силами стараются новую власть дискредитировать. Кастильо рискует столкнуться и с полным саботажем его деятельности местными единицами управления. На период подсчёта голосов оппонент Кастильо пыталась говорить о «подлоге», но её адвокаты не смогли предоставить суду никаких доказательств. Кандидата «Свободного перу» объявили победителем.
Планов на реформы много. Врагов и того больше. Не только внутренних, но и внешних. Вполне могут активизироваться те же США, для которых режимы аналогичные тому, на который нацелен Кастильо, - как кость в горле. Остаётся только ждать, удержится ли у власти новый избранный президент и как он будет реализовывать свою предвыборную кампанию.
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"