Найти тему

RopeCon® — эффективная альтернатива карьерным самосвалам

Оглавление

Хольгер Кромер

90° — под таким углом могут транспортироваться сыпучие материалы со дна карьера наверх с помощью канатной системы RopeCon® поверх дорог, строений и других объектов.

Но зачем что-то менять в привычных механизмах подъема материала из карьера? Экскаваторы и грузовики используются при отработке карьеров давно и хорошо справляются со своими обязанностями. Однако этот метод добычи требует высоких затрат. Нужно закупать дизельное топливо, тратить деньги на техобслуживание, оплату труда персонала и его размещение, командировочные расходы. К тому же присутствуют высокие риски в плане безопасности. На работу горного автотранспорта влияют и погода, и человеческий фактор. Вдобавок окружающая среда испытывает большие нагрузки в виде выбросов CO2 и шумовой эмиссии.

При значительном угле наклона борта карьера (до 70°) дороги для грузового транспорта прокладываются на слабонаклонных уступах — бермах. И это еще одна серьезная статья затрат.

Система транспортировки сыпучих материалов RopeCon® позволяет исключить расходы на обустройство дорог по борту карьера и дизтопливо, снизить затраты на персонал и радикально сократить объемы выбросов углекислого газа, уменьшить шум.

Рис. 1. Открытый карьер (фото Doppelmayr)
Рис. 1. Открытый карьер (фото Doppelmayr)

Конвейер на стальных канатах

RopeCon® — разработка специалистов компании Doppelmayr Transport Technology, подходит для перемещения сыпучих грузов разных видов. Этот «конвейер на стальных канатах» предназначен для доставки сыпучих материалов в сложной местности, где требуется преодолевать масштабные препятствия: водоемы и строения, глубокие овраги и дороги, а также крутые участки с уклоном до 70°.

Материал транспортируется на конвейерной ленте с гофрированными бортами. Конфигурация гофробортов и плоской конвейерной ленты заимствована в подъемно-транспортной технике. Там технология используется уже несколько десятилетий.

Основной тяговый элемент — замкнутая лента, огибающая концевые барабаны: приводной и натяжной. На ней на одинаковом друг от друга расстоянии закреплены металлические оси. По обе стороны осей крепятся ходовые ролики, движущиеся по натянутым несущим канатам. Они направляют ленту. Стальные канаты с помощью опор подняты над землей.

Разгрузка в нескольких точках маршрута

Канатная несущая конструкция позволяет располагать опоры на расстоянии нескольких сотен метров друг от друга. В пролетах между опорами RopeCon® не соприкасается с земной поверхностью (см. рис. 1). То есть не мешает движущемуся под ним транспорту и другой инфраструктуре.

В соответствии со степенью крутизны трассы конвейерная лента RopeCon® оснащается поперечными захватами, грунтозацепами, чтобы обеспечить стабилизацию материала на ленте. Эти элементы помогают транспортировать грузы под углом до 90°. Разработчики позаимствовали их тоже из подъемно-транспортной техники (см. рис. 2).

Рис. 2. Захваты на ленте
Рис. 2. Захваты на ленте

RopeCon® можно удлинить по оси. С продвижением горных работ пункты погрузки и разгрузки возможно перемещать вдоль оси конвейера в соответствии с изменениями развивающегося карьера. При определенных условиях материал может разгружаться в нескольких точках маршрута.

Максимально возможная высота подъема зависит от производительности транспортировки, скорости перемещения, возможной и требуемой прочности конвейерной ленты. Как правило, скорость ограничена максимальным размером кусков.

Конвейерные ленты из высокопрочных стальных канатов с номинальной прочностью более 7 800 Н/мм соответствуют современному уровню развития техники. В нормах DIN 22101:2011-12 определены требуемые значения номинальной прочности для конвейерных лент. При низкой производительности и небольших размерах кусков горных пород перепад высот между точками системы может составлять 1 200 м.

Дополнительное преимущество — простота обслуживания RopeCon®. Движущиеся части закреплены на ленте и регулярно проходят станции, где легко провести их обслуживание. Для осмотра трассы RopeCon® может оснащаться ревизионной тележкой (см. рис. 3). Управление оборудованием и его ТО требует небольшого числа сотрудников.

Рис. 3. Ревизионная тележка (Doppelmayr)
Рис. 3. Ревизионная тележка (Doppelmayr)

Сегодня, когда многие горнодобывающие предприятия мира стремятся снизить воздействие на экологию, используя ресурсосберегающие методы добычи полезных ископаемых, RopeCon® предлагает альтернативное решение для транспортировки сыпучих материалов.

Пример использования системы RopeCon® при открытой разработке одного из карьеров

В приведенном примере требуемая производительность составляет 5 000 т руды в час: от станции загрузки на дне карьера до станции разгрузки, расположенной на борту карьера. RopeCon® пересекает террасовидную конструкцию открытого карьера на протяжении 486 м и перепад высот в 350 м лишь одним канатным пролетом (см. рис. 4). Бермы не затрагиваются конвейером и остаются свободными для передвижения уже существующего автотранспорта.

Рис. 4. Пример трассы RopeCon® в открытом карьере
Рис. 4. Пример трассы RopeCon® в открытом карьере

Маршрут прямой и может быть проложен между любыми опорными точками на земле, независимо от геологических условий. Разгрузка и погрузка материала на системах RopeCon® осуществляется так же, как на ленточных конвейерах, например с помощью лотков.

Привод RopeCon® расположен за пределами карьера (см. на рис. 4 справа). В данном примере плечо транспортировки автотранспортом составляет 5,1 км. Для обеспечения требуемой производительности при максимальной загрузке 363 т требуется 15 большегрузных самосвалов. RopeCon® позволяет достичь такой же производительности транспортировки при затратах всего в 60 %.

-5
Doppelmayr Transport Technology GmbH
Konrad-Doppelmayr-Str. 1
6922 Wolfurt / Österreich
T +43 5574 604 1207
F +43 5574 604 1209
dtt@doppelmayr.com

www.doppelmayr-mts.com