Осенний сбор яблок, овощей, грибов побуждает воспользоваться корзинкой, имеющейся и сегодня почти в каждом доме. Лозоплетение- ремесло изготовления плетёных изделий из лозы- было очень распространено в нашем крае. Материалом для плетения служит ивовый прут, который используют и в Европе, и в Азии. В Азии также плетут изделия из ротанга и бамбука. Хотя слово «лоза» произошло от виноградной лозы, используемой ещё в древности для плетения корзин. Дело в том, что 70% времени уходит на заготовку материала и только 30% - на само плетение. В результате создаются не только корзины, но вазы, столы, стулья, сундуки, колыбели, санки. И это всё из ивы. Андрей Чистяков восхищён этим кустарником.
На исходе сентября
Вижу я, как дремлет ива.
Озорная мысль пришла
Потрепать её за гриву.
И посыпались листочки
В воду, в небо, в синеву,
На траву и на дорожку…
День проходит понемножку
Не во сне, а наяву.
Ремесло плетения возникло раньше, чем металло- и деревообработка, обусловлено большим количеством природного материала и отсутствием орудия производства. Оно уходит своими корнями к эпохе неолита, или каменного века, когда человек стал изготовлять циновки, сосуды, корзины, орудия для рыболовства и охоты. С помощью плетения строились даже стены домов для жилья и хозяйства. По одной из версий плетение явилось прародителем ткачества. При раскопках в гробнице Тутанхамона были обнаружены два плетёных стула, которые хорошо сохранились и выглядят вполне современно. В Древнем Риме патриции возлежали на ложах, сделанных из прутьев ивы. Художники в эпоху Возрождения сохранили на своих полотнах интерьеры и бытовые предметы, сплетённые из ивового прута: повозки, корзины, разнообразные по форме и назначению, колыбели, шкатулки, хлебницы.
В России из лозы первоначально плели корзины, верши, мерёжи и другие снасти для рыболовства. В 1840 году в Нижегородской губернии, в селе Богородском, был организован промысел, где работало около 500 мастеров, которые за сезон плели более 240 тысяч корзин. Корзина была, по-видимому, известна всем временам и у всех народов, как средство для переноски, незаменима по своей лёгкости, вместительности, эластичности. Ефим Тешлицкий очень образно описал весь процесс в стихотворении «Плетение корзин».
Усердное плетение корзин,
Приобретенье смысла равновесья,
Без напряжения, без спешки и без спеси,
Как будто музыку сплетает клавесин.
Соединение упрямых прутьев в круг,
Они переплетутся на столетья,
Добру служить - не быть тугою плетью,
Чтоб бить до крови непослушных слуг.
Держась друг друга, уплотнив "пирог",
Хозяйка крепости корзины будет рада,
Куда нагрузят грозди винограда,
От урожая, что нам дарит Бог.
Плетение корзин, души покой,
Сознание приобретенных истин,
И смысла жизни без следа корысти,
Скрепленные желаньем и судьбой.
Вот так и я - сплетен из простоты,
Из веток-нервов, из грехов и блага,
Микроб Вселенной, песенник-бродяга,
Сжигающий и строящий мосты.
В 1913 году плетением уже занималось 37 тысяч кустарей в 17 губерниях, а в 1920 году был выпущен каталог, который предлагал книжные полки, кресла, столы, шестиместные скамьи. Наиболее крупные центры плетения из ивовой лозы были сосредоточены в бывшей Московской губернии в Звениговском уезде. А в городском Доме детского творчества активно работал кружок лозоплетения, создавая изящные изделия. Наши детишки катались на санках, сплетенных ивановским соседом Романовым Владимиром.
Плетут корзины также из проволоки и газетных трубочек. Создаются самые разные предметы, значит, тяга к плетению осталась от наших далёких предков.