Найти в Дзене
Тимур Соколов

Записки из 90-х (7)

Я дернул дверную ручку. Класс был закрыт, и на лавке в фойе никто не сидел. Странно. Видимо отменили занятие, а я как-то прослушал. Что ж, подождем минут двадцать.

Вдруг произошло что-то странное. В главную входную дверь вошла девочка. При взгляде на нее чем-то полоснуло у меня в груди острым и приторно сладким одновременно. Стало ослепительно хорошо, но я почему-то не смог смотреть в ее сторону. Так было светло и искристо. Какая-то химическая реакция шла в голове, почему-то стало безумно приятно находится в одном помещении с этой девочкой, но самое удивительное, что подходить и знакомиться почему-то вовсе было не обязательно. И так все хорошо. Подобное ощущение в жизни потом повторилось всего один раз – через два года, и то не столь ярко. А эту девочку, из «художки», я впоследствии видел всего однажды, и узнал, что ее звали Наташей. И все. Мне больше ничего не надо было. Наташа подошла к двери кабинета, который и меня тоже интересовал, дернула ручку. Из соседней аудитории в этот миг вышел Довнар. Я увидел, вскочил.

- Здравствуйте! – сказала Наташа.

- Добрый день, - ответил Антон Аркадьевич.

Я подошел и тоже поздоровался, но на меня не обратили внимания.

- А сегодня занятия не будет, все отменяется. Завтра приходи во столько же.

Разговор между Наташей и преподом продолжился на некоторую отвлеченную тему, мне стало неудобно стоять в коридоре, переминаясь с ноги на ногу, и я ушел. Счастливый. Не оттого, что занятия отменилось, а потому, что на душе стало сладко и тепло. При этом совершенно не запомнил ее лица – так было ослепительно ярко. И ничего в этом странном влечении не было сексуального – даже близко.

И еще понял, что девочка постарше меня на пару-тройку лет, и что она уже закончила «художку», просто чтобы не «терять форму» перед поступлением в училище ходит теперь на занятия к своему бывшему преподавателю. Дело в том, что частенько художественную школу заканчивают после 7-го или 9-го класса общеобразовательного заведения, а в училище принимают после 8-го или 10-го. Но мне эта проблема, проблема поступления – отнюдь не грозит.

***

Вечером, во время показа очередного выпуска «Прожектора Перисхилт…», простите – «Прожектора Перестройки» (того самого – оригинального, настоящего) отец возмущался:

- Ну что они? Ерунда какая, взяли – все испортили. Такая была хорошая передача. Настоящие проблемы вскрывала, а сейчас что? «Из пушки по воробьям». Подумаешь: дяде Феде каблук не туда прибили…

***

В середине сентября в город Красноярск приезжал генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев. Была встреча с народом, где-то в центре – в районе магазина «Агропром», если не ошибаюсь. Многие знакомые ходили смотреть на Горбачева. И посмотрели. Я не ходил. И родители мои не ходили.

***

А вот одноклассники ходили по видеосалонам. Мне почему-то неприятно было слышать гнусавый дубляж, и ужас как скучно смотреть кунг-фу, одинаковые боевики, и ужастики. Комедии – это да, комедии – это еще куда ни шло. И то далеко не все. Я никоим образом не разбирался в том, кто сильнее: Чак Норрис или Брюс Ли, Шварценеггер или Сталлоне. Такие слова как «нунчаки» и «ниндзя» - я слышал только от одноклассников. Приносили ребята в школу мутные расплывчатые фотки героев несоветского кино, а я себя ощущал каким-то неправильным. Отщепенцем каким-то. «Сеня, быстро объясни товарищу, почему Володька сбрил усы – у нас очень мало времени!» - это фраза была для меня в сто раз дороже всех этих витиеватых телодвижений, которые так любили неуклюже повторять подростки, изображающие из себя киношных монахов из Шаолиня.

Я не был в видеосалонах ни разу. А о фильмах таких – получал представление по кабельному ТВ. Получал – и переключал сразу же.

***

Еще в конце 1987 года узнал, что следующий 1988-й – это будет год какого-то «Дракона». По китайскому календарю, который откуда-то вдруг выплыл и стал достоянием масс. Из каждого утюга об этом начали почему-то трубить навязчиво: из телевизора, по радио, из газет и с плакатов на улице. Конечно, кто-то и раньше в нашей стране увлекался астрологией, но это было не очень заметно. А еще мама на днях принесла значки – продукт Красноярской сувенирной фабрики. Это были нагрудные знаки «Стрельца», «Весов» и «Козерога»: так я узнал, кто я и мои сестры в «зодиакальном смысле». А еще мама принесла толстую коричневую тетрадь в клеточку, куда от руки (не ее почерком) были переписаны характеристики представителей знаков Зодиака, а также всякие «Тигры», «Быки», «Зайцы», «Лошади» и «Крысы» с «Драконами».

Такая штука, как «гороскопы» - сыграет для меня в 90-е годы очень важную роль. Скоро узнаете какую.

Следующий, 1989-й – будет годом Змеи. Как 1905-й, 17-й, 29-й, 41-й, 53-й. Совпадение? (Нужное вписать).

***

Весна 1989 года. Первая на моей памяти альтернативная предвыборная компания. Выбирают народных депутатов Съезда СССР. Я даже хорошо помню фамилии кандидатов: это были какие-то «Граков» и «Мисуна». На слуху с утра до вечера, взрослые без устали обсуждают, никогда такого не было, листовки расклеены по всему городу, на каждом столбе, на каждом углу, на каждом подъезде. Лица Мисуны и Гракова стали знакомыми, как звезды экрана. Граков – это пожилой, морщинистый, какой-то высокопоставленный медик, то ли главный врач, то ли ректор медицинского института – боюсь соврать. Второй, Мисуна – помоложе, в строительном шлеме с густыми черными усами. Мо местному телеканалу в рамках своего предвыборного слова он внезапно взял гитару и спел песню собственного сочинения. Бард, оказался, какой-то. И строитель заодно.

…В художественной школе идет урок живописи. Пишем с натуры, как всегда. Белый эмалированный чайник, красные, желтые яблоки из папье-маше, Красная драпировка с крупной складкой . Девочка одна, Марина М., стоит за планшетом, красиво держит тонкую кисть, и, манерно подражая взрослым вещает:

- Ой, ну прям чё попало происходит! То приходят и говорят: «голосуйте за Мисуну!» Потом приходят: «Голосуйте за Гракова!» Потом приходят: «голосуйте за Мисуну!» Чё попало! Бред какой-то!

(Продолжение следует)

Предыдущий выпуск здесь.