Найти в Дзене

Звуки музыки. Катушечные магнитофоны в СССР

К началу 1980-х гг. около 30 % городского населения СССР имели катушечные магнитофоны. Мой личный опыт говорит, что их владельцы в своем большинстве слушали рок-музыку, но, безусловно, немалую долю составляли любители бардовской песни и, конечно, Владимира Семеновича Высоцкого. Советская радиопромышленность выпускала к тому времени до миллиона магнитофонов в год. Ассортимент предложения был достаточно широк, но в статье речь о наиболее известных моделях, начиная с самого начала.

Истории магнитофоностроения в СССР тогда было уже около сорока лет. Первый серийный магнитофон СМ-45 конструкции Н. Рабиновича появился в СССР в 1942 г. Эта техническая новинка, а также последовавшие за ней модели МАГ-1, 2, 3, 4 предназначалась для радиоцентров и других подобных организаций. Выпущено их было около 70 штук.

Студийный магнитофон МАГ-2
Студийный магнитофон МАГ-2

В конце 40-х гг. на основе МАГ-4 был разработан однодорожечный магнитофон с расчетом на массового потребителя. Скорость движения ленты у него была 45,6 см/с и можно представить, сколько ленты требовалось для записи одной, скажем» трехминутной песни. Но этот магнитофон так и остался на уровне опытной серии.

«В народ» не пошел.

Первым бытовым магнитофоном, который реально хотели запустить в широкую продажу стал киевский «Днепр» со скоростью движения ленты 18 и 46,5 см/с.

Первый магнитофон из серии "Днепр" (1949)
Первый магнитофон из серии "Днепр" (1949)

"Днепр" появился в 1949 г., имел много недостатков и много лет дорабатывался пока не был «доведен до ума» в 1968 г. в варианте «Днiпро-14» со скоростью 9,53 см/с. и диапазоном нижних и верхних частот: 63 – 10 000 Гц.

Магнитофон "Днiпро-14 А" (1968)
Магнитофон "Днiпро-14 А" (1968)

Это был солидный аппарат весом 25 кг. со своим динамиком, с хорошим дизайном, был даже вариант на высоких ножках. Стоил он 170 руб., что раза в полтора превышало среднюю зарплату по стране. Но из-за веса, цены и недостаточного «тиража» этот магнитофон «в народ» не пошел.

Чтобы слушать рок-музыку

К концу 1950-х гг. магнитофоны для широкого потребителя выпускали в Ленинграде (Астра), Москве («Яуза»), Горьком («МАГ-8»), Вильнюсе («Эльфа»)… Но спрос был невелик. Активный интерес к звукозаписывающей технике, прежде всего у молодежи, проявился уже в конце 1960-х гг., когда в страну стала проникать иностранная рок-музыка. В течение 70-х гг. я был дискоманом, коллекционером зарубежных рок-пластинок, которые доставал их по разным каналам и небезвозмездно записывал любителям рока. За эти годы я не разу слышал, чтобы с магнитофона звучала музыка официальных советских ВИА. Хотя кто-то и писал музыку с телевизора. Другое дело «магнитиздат» советского рока, который был очень популярен. Но его расцвет начался во второй половине 80-х гг.

«Народный» AIDAS

«Народным» катушечным магнитофоном конца 1960-хх гг. в СССР стал AIDAS-9 M (моно) III класса. Он выпускался радиотехническим заводом «Эльфа» в Вильнюсе. Скорость движения ленты 9,53 см/сек. Диапазон воспроизводимых частот на линейном выходе: 40-14000/16 000 Гц *.

Магнитофон AIDAS выпускался до 1970 г.
Магнитофон AIDAS выпускался до 1970 г.

На рынок AIDAS-9 M вышел во второй половине 1960-х гг. Был достаточно надежен и вполне соответствовал требованиям того времени. Стоил 110 руб. На эти деньги можно было 110 раз прилично пообедать в столовой. Его воспроизводящая магнитная головка достойно выдерживала магнитную ленту ТИП-2 (типа «наждак»). Предшественником "Айдаса" был магнитофон Gintaras (скорость 19,05 см/сек) со сходными характеристиками, Он выпускался на том же заводе в Вильнюсе.

Aidas-9 M был снят с производства в 1970 г. На его место у широкого потребителя пришла магнитофонная приставка «Нота», которая выпускалась с конца 1960-х гг. Она стоила 90 руб, не имела собственного усилителя и динамика, но очень просто подключалась, например, к радиоприемнику или другому магнитофону. При скорости движения ленты 9, 53 см / сек (моно), диапазон частот «Ноты» находился в пределах: 63 - 12 500 Гц.

-5

«Нота» была в два раза меньше «Айдаса» и приятна на вид. Кинематика у нее была проста как автомат Калашникова. Ее довольно просто можно было переделать на скорость 19,05 cм/сек. Подкрутив пару винтиков, можно было улучшить качество записи, добившись так называемого «цикания», что на слух воспринималось как подъем высоких частот, хотя на самом деле «задирались» средние частоты. Именно те, от 2000 до 5000 Гц, которые наиболее восприимчивы слухом человека. Умельцы превращали ее даже в стереофонический магнитофон. По всем этим причинам «Нота» стал самым популярным бытовым магнитофоном начала 1970-х гг. «Нота» стала первой советской декой.

Магнитофон "Нота-203" (1977)
Магнитофон "Нота-203" (1977)

В середине 1970-х гг., когда на смену ламповой пришла транзисторная техника, появилась стерео-дека «Нота-202-стерео», за которой последовали дальнейшие модификации.

Прорыв в «стерео»

В середине 1960 гг. советская радиопромышленность совершила блестящий прорыв в «никуда». Был создан первый в СССР стерофонический магнитофон «Яуза-10», которому была назначена заоблачная цена почти 400 руб.

Магнитофон "Яуза-10" Фото с сайта rt20.mybb2.ru
Магнитофон "Яуза-10" Фото с сайта rt20.mybb2.ru

Он имел вполне приличные для тех лет характеристики, например, до 15 000 Гц сверху, но в стране не было в достаточном количестве стереопроигрывателей, стереопластинок и других качественных источников стереосигнала, хотя уже с 1964 г. Рижский завод имени А. С. Попова, например, производил стереофонические радиолы в разных модификациях «Симфония» (340 руб) и «Ригонда-стерео» (240 руб.). Они, однако, выпускались в ограниченном количестве и не пользовались особым спросом из-за высокой цены и ограниченного ассортимента стереопластинок. Поэтому уже в 1968 г. выпуск "Яузы-10" был прекращен до лучших времен.

Магнитофон "Маяк-205" (1979)
Магнитофон "Маяк-205" (1979)

Впоследствии, в середине 1970-х гг., в связи с массовым переходом на стерео и скорость 19,05 см/сек самым популярным магнитофоном стал «Маяк-203», впоследствии «Маяк-205», с характеристиками 40 – 18000 Гц. (320 руб.). Чуть позже появился магнитофон «Юпитер-202» (490 руб.), производивший впечатление своим «западным» дизайном и вертикальной компоновкой. Но, как позже выяснилось, диапазон частотных характеристик у него был уже «Маяк» сверху на целых 2000 Гц.

Магнитофон "Ростов-202" (1978)
Магнитофон "Ростов-202" (1978)

Лучшим советским бытовым катушечным магнитофоном в конце 1970-х был «Ростов-102» вертикальной компоновки (40 – 18000 Гц, 850 руб.). На 2000 Гц выше (20-20000 Гц.) – был диапазон у "Илеть-101" при меньшей цене - 610 руб.

Техника высшего класса

Первым магнитофоном высшего класса в СССР стал «Маяк-001-стерео», выпускавшийся с 1973 (1976?) г. (31,5...20000 Гц). Он стоил 980 руб. и был настоящим дефицитом, так как выпускали их всего около 1000 штук в год. Основные комплектующие для него закупались за границей.

Магнитофон «Маяк-001-стерео» (1973)
Магнитофон «Маяк-001-стерео» (1973)

Но первыми магнитофонами высшего класса в СССР, которые можно было бы назвать массовым, стали «Электроника-ТА1-003-стерео» (31,5 – 22 000 Гц.) и «Олимп», выпущенный к «Олимпиаде-80, с последующими модификациями.

Магнитофон «Электроника-ТА1-003-стерео» (1979)
Магнитофон «Электроника-ТА1-003-стерео» (1979)

При цене 1400 руб. (один из комментаторов называет цену 1250 руб.) предполагался выпуск «Электроники» в количестве до 100 тысяч штук в год, но промышленность не освоила такой объем.

Магнитофон "Олимп-003" (1984)
Магнитофон "Олимп-003" (1984)

Аналогичные «Электронике» частотные характеристики имел «Олимп» в разных модификациях по цене 1250-1675 руб. По многим параметрам оба магнитофона не уступали студийной технике, но владели ими немногие. На «Олимпы» последних моделей писались многие профессиональные музыканты, так как у них была студийная скорость 38 см/с.

Закат катушечников

Советские магнитофоны высшего класса нежданно-негаданно оказались вынуждены конкурировать в СССР с японскими магнитофонами, тогда лучшими в мире. В те годы их стали активно завозить в страну загранработники, спортсмены и другие граждане СССР, имевшие право на выезд за рубеж. Везли в основном аппараты марки AKAI. Самая дешевая модель AKAI-4000 D с характеристиками 30 – 24 000 Гц. стоила на руках 2000-2300 руб., что было относительно сопоставимо с «Электроникой» или «Олимпом» и по цене, и по частотам. Поэтому дискоманы, а также любители музыки, располагавшие средствами, предпочитали престижную «фирму» советской, пусть и очень качественной технике. При том, что советский hi-fi был дефицитом, а фирму на руках можно было найти намного легче. Но к тому времени громоздкие катушечные аппараты уже стали вытесняться компактными дешевыми кассетниками., которые обеспечивали усредненное стандартное звучание, достаточное большинству потребителей.

Вместе с тем глубоко погруженный в тему один из читателей этого поста считает, что "фирма Акай слишком распиарена" и пишет: "даже топы 646, 747 просто блестящие погремушки с противным ферритовым звуком. Те знакомые кто серьезно увлекался звуком предпочитали топовые Сони, Ревоксы, Деноны и т.п. Пусть раз в 2-3 года приходилось менять головки но звук был на порядок приятней вечных ферритовых стекляшек".

Правильно сказано, что стеклоферритовые головки "вечные". А менять головки совсем не удовольствие. Это, так сказать, на уровне алгебры. А вот на уровне высшей математики можно порассуждать и посравнивать. Но кто из нас реально в жизни применяет высшую математику? Можно также заглянуть на форум, где эта тема живо обсуждается фанатами звука, к мнениям которых я отношусь с огромным уважением.

Вот адрес: http://wap.rw6ase.borda.ru/?1-20-6400-00006673-000-0-0

* Диапазон воспроизводимых частот на собственном громкоговорителе составлял: 100...10000 Гц., что соответствует среднему человеческому восприятию.

РАБОТЯГА АКАЙ

Большинство японских бытовых магнитофонов тех лет, включая, например, самый распространенный в СССР японский магнитофон AKAI-4000 D (рабочая «лошадка» дискоманов), имели характеристики нижних и верхних частот в диапазоне 30 – 22 000/24 000 Гц. До этих параметров немного не дотягивали советские магнитофоны высшего класса. Отметим, что верхние частоты свыше 20 000 Гц находятся за пределами человеческого восприятия.

Мой магнитофон AKAI-4000 D. Надежно работает почти сорок лет. Единственное, плохо  тянет перемотку влево.  В 80-е гг. бытовала  легенда о дискомане, который написал в Японию о какой-то поломке в его “фирменном” магнитофоне и о двух японцах, которые приехали в СССР в ответ на письмо с просьбой помочь. Не сумев устранить неисправность на месте, они, чтобы не уронить честь фирмы, заменили владельцу магнитофон на новый и подарили коробку с японской магнитофонной лентой. Впрочем, такая же легенда, бродила по стране и о «фирменных» телевизорах.
Мой магнитофон AKAI-4000 D. Надежно работает почти сорок лет. Единственное, плохо тянет перемотку влево. В 80-е гг. бытовала легенда о дискомане, который написал в Японию о какой-то поломке в его “фирменном” магнитофоне и о двух японцах, которые приехали в СССР в ответ на письмо с просьбой помочь. Не сумев устранить неисправность на месте, они, чтобы не уронить честь фирмы, заменили владельцу магнитофон на новый и подарили коробку с японской магнитофонной лентой. Впрочем, такая же легенда, бродила по стране и о «фирменных» телевизорах.
Однако, один из комментаторов этого поста рассказал, что купленный им магнитофон "Вильма-102-стерео" (кассетник) оказался с заводским дефектом. Написал на завод. И тогда из Вильнюса в Ереван прилетел представитель и заменил плату управления режимами... Уникальный случай.

#магнитофон #магнитофоны в СССР #советские катушечные магнитофоны #катушечные магнитофоны ссср #советские магнитофоны высшего класса 

За пределами этой статьи остались такие известные в СССР модели, как, например, "Тембр", "Комета", "Астра", "Дайна", "Сатурн" и некоторые другие.

Восторженный отзыв о магнитофоне "Снежеть-110" разместил один из комментаторов этого поста. "Через восьми полосный эквалайзер, да с колонками С-90, просто чудесно звучала эта шикарная машинка!"

Я просто хотел проследить магистральную канву. Хочу сказать, что при хороших характеристиках, советская звукозаписывающая техника часто грешила качеством исполнения. Для нее было свойственно, что она либо начинала барахлить через какое-то время после покупки либо работала "вечно". Это было характерно и для другой бытовой техники Made in USSR (телевизоры, холодильники, стиральные машины, пожалуй, за исключением вполне надежных радиоприемников и часов).

А под этим ссылками находятся мои статьи на близкую тематику:
"Дискомания в СССР": https://www.tashkentdisco.com/446510623
"Дискотеки в СССР": https://www.tashkentdisco.com/428780207

Благодарю всех за комментарии. Большинство из них постарался внести в текст.