Найти в Дзене

Театральный костюм на дореволюционной открытке: "ренессансная" принцесса Эболи

Актриса Брониславна Ивановна Рутковская (Велижева) в роли принцессы Эболи в постановке поэмы "Дон Карлос" Ф. Шиллера на сцене Театра Незлобина. Фотооткрытка, 1918 г. Из собрания Lamanova.Online и Виртуального музея Н.Ламановой.
Актриса Брониславна Ивановна Рутковская (Велижева) в роли принцессы Эболи в постановке поэмы "Дон Карлос" Ф. Шиллера на сцене Театра Незлобина. Фотооткрытка, 1918 г. Из собрания Lamanova.Online и Виртуального музея Н.Ламановой.

Принцесса Эболи - персонаж и реальный, и вымышленный. На фотооткрытке мы видим героиню постановки драматической поэмы Фридриха Шиллера "Дон Карлос" в исполнении артистки театра Незлобина Брониславы Рутковской.

У этой коварной красавицы из литературного произведения был, однако, и своей реальный прототип - знатная испанская аристократка XVI века Ана де Мендоса-и-де ла Серда, известная так же как принцесса Эболи (листайте карусель). Правда, с реальной принцессой Эболи вымышленная имеет мало общего, впрочем, как и всё произведение Шиллера, которое было больше художественным нежели исторически достоверным.

Когда в 1918 году в Театре Незлобина ставили "Дона Карлоса", к созданию костюмов подошли, конечно, с опорой на исторический костюм.

Действие в произведении разворачивается в середине XVI в. при Королевском дворе Испании. В тот момент могущественная страна оказала влияние на развитие европейского костюма: самая заметная деталь в костюме Брониславы Рутковской, взятая у испанцев - воротник раф или, как его ещё называют, "мельничный жёрнов". В 60-е гг. он ещё не был таким широким в диаметре, но уже состоял из трубчатых складок, образующих изящный линейный рисунок изгибами ткани. Об этом можно судить по портретам испанской королевы того времени - Елизаветы Валуа.

Портрет королевы Испании  Елизаветы (Изабеллы) Валуа. Хуан Пантоха де ла Крус. Ок. 1560 г.
Портрет королевы Испании Елизаветы (Изабеллы) Валуа. Хуан Пантоха де ла Крус. Ок. 1560 г.

Но, кажется, создателям костюма для госпожи Рутковской куда больше импонировал французский и итальянский костюм эпохи Высокого и Позднего Возрождения.

Рисунку изгибов складок вторит контрастная отделка кокетки, имитирующая распространённую в этот период деталь костюма - декоративную сетку из драгоценных материалов, которой закрывалась декольтированная часть. Этот элемент костюма считается исконно французским, так как пришёл из бургундских мод XV в., но получил распространение в европейском костюме. Такие сетчатые кокетки очень любила Элеонора Толедская, одна из знатнейший итальянских артистократок из семьи герцогов Альба, жена Козимо Медичи. Вы наверняка видели эту декоративную деталь её платьев на портретах кисти Аньоло Бронзино (листайте карусель):

Но носила платья с подобными декоративными элементами и уже упомянутая Елизавета Валуа.

Портрет королевы Испании Елизаветы (Изабеллы) Валуа. Алонсо Санчес Коэльо. Ок. 1560 г.
Портрет королевы Испании Елизаветы (Изабеллы) Валуа. Алонсо Санчес Коэльо. Ок. 1560 г.

Ещё одна деталь костюма Эболи-Рутковской, больше характерная для костюмов итальянской знати первой половины XVI века - объёмные рукава. В начале века именно при дворах вельмож Северной и Центральной Италии и начинают впервые появляться широкие, объёмные рукава. Сохранилось немало портретов представительниц аристократии, написанных выдающимися итальянскими мастерами, такими как Тициан, Аньоло Бронзино, Джулио Романо, Лоренцо Лотто, Бартоломео Венетто (листайте карусель):

Наиболее объёмные рукава были характерны для итальянского костюма 1530-1540 гг., но не для европейского костюма 1560-1570 гг., в котором рукава-буф сводились к узким полоскам объёма, закрепленным на самых плечах (листайте карусель):

Что же, не только мастер слова Шиллер решил не придерживаться исторической достоверности, изложив в "Дон Карлосе" свою вольную интерпретацию событий середины XVI века, но и мастера костюма, трудившиеся над, бесспорно, блестящим образом Эболи в постановке Театра Незлобина, дали волю своему воображению и представили собирательный образ испанского костюма эпохи Позднего Возрождения.

Текст: Вера Радвила, основатель сети культурно-просветительских проектов Lamanova.online и куратор виртуального музея NLamanova.ru.

Хотите узнать больше об истории и совремнности костюма и ДПИ в России?

Подписывайтесь на наш канал, а также следите за нашими обновлениями на:

NLamanova.ru

Vk.com/nplamanova

Ok.ru/group/53716297384094

Facebook.com/n.p.lamanova *

Instagram.com/nplamanova *

*Facebook и Instagram принадлежат запрещённой в России компании Meta