Сегодня не только банки занимаются финансовыми операциями. На примере различных сервисов видно, как отдельные функции, например, оформление страховки, денежные переводы и прочее стали намного удобнее и дешевле. Как это произошло? Кто теперь определяет вектор развития банковского сектора?
Илья Третьяков, управляющий партнер сегмента «Финансовые институты» компании IBS
FinTech сейчас одно из самых популярных и быстро развивающихся направлений, как в России, так и в мире. Вы наверняка слышали про нашумевший стартап “Revolut”, созданный нашим соотечественником Николаем Сторонским. Если нет – не беда. Такие инструменты как Apple или Samsung Pay хоть раз, но попадались вам на глаза. А ведь они тоже относятся к сфере FinTech. Да те же самые банкоматы и карточки Visa, когда только появились, считались новыми финансовыми технологиями.
В общем понимании FinTech – это сфера, объединившая под собой мир финансов и информационные технологии. Но к какой категории она ближе – к первой или же ко второй? Давайте разбираться вместе.
Изначально, финансовые технологии входили в компетенцию исключительно финансового сектора. Продолжалось это до 2008 года. На тот момент различные изменения и нововведения были не так видны и очевидны обывателям, что было обусловлено меньшей распространенностью смартфонов. За 2008 год было продано всего 139 млн. телефонов, что является лишь малой частью от полутора миллиардного оборота, который демонстрирует рынок смартфонов сегодня. Затем случился кризис и большие финансовые корпорации, наиболее заинтересованные в прогрессе, такие, как Citigroup, Goldman Sachs, JP Morgan, Fannie Mae и прочие были заняты восстановлением своей репутации.
Так сложилось, что это было приоритетом №1 и времени на инновации просто не оставалось. В итоге, финансовый сектор остался сам по себе. А прогресс, как известно, не стоит на месте. Начинают появляться продукты, полностью переворачивающие отдельные индустрии, среди которых IPhone, Air B&B и Uber. А что в это время происходит с банковским инновационным сектором? На рынке финансовых услуг образовалась «дыра» в виде неразвивающегося технологического сегмента. Её то и решили заполнить ребята из Кремниевой долины, бывшие сотрудники больших банков и энтузиасты, стремящиеся изменить мир к лучшему.
Как раз в этот период мир увидел Wealthfront (2008) – предоставляющий автоматизированные инвестиционные услуги, BitCoin (2009), Square (2009) – приложение для мобильных платежей. Еще открывается платформа для сбора средств на реализацию любых идей Kickstarter (2009), а также Transferwise (2011), позволивший нам переводить друг другу деньги без посредничества банка. С того момента прошло очень много времени. Сегодня мы уже пользуемся голосовыми помощниками, созданными при помощи искусственного интеллекта и представляющего из себя нейросеть. Нам доступны смарт-контракты, переводы между странами в один клик и алгоритмическая торговля.
Но вот, банки выходят из долгой «спячки» и видят, что предоставляемые ими услуги уже не так отвечают запросам потребителей, и с этим надо что-то делать. Одни, самые быстрые, начинают скупать стартапы с их продуктами и внедрять их у себя, другие – открывают отделы по развитию новых технологий. Но получается, что банки, будучи у себя «дома» - в своем же секторе, вынуждены были адаптироваться к новым реалиям. Они перестали быть трендсеттерами и перешли в разряд последователей.
Но их это особо не смущает. Наоборот, с внедрением новых технологий банки становятся только более клиентоориентированными. Они начинают предлагать свои продукты на более глубоком уровне, что делает их практически незаметными в инфополе, позволяя при этом сохранить, и даже увеличить количество клиентов. Массовая цифровизация дает возможность делать более точные прогнозы не только в отношении колебаний рынка ценных бумаг, но и касательно клиентов. Сервис Upstart сначала оценивает ваше образование и успехи в карьере перед тем, как одобрить запрос на кредит. TrueLayer оценивает паттерны вашего финансового поведения на основе открытых данных. Банки даже начинают внедрять вещи, которые, еще несколько лет назад осуждали. Например, покупку и переводы BitCoin, которые до этого были доступны только на отдельных, специализированных платформах.
Нельзя также забывать и о том, что на рынок спроса пришло новое поколение. Они выросли на компьютерных играх, постоянном доступе к интернету, а соответственно безграничной информации и развлечениям. Они знают, что всю неинтересную работу за них может выполнить какой-нибудь алгоритм, и не хотят тратить свое время в скучном, неинтересном приложении с ограниченным функционалом. Они хотят все, в одном месте, и чтобы еще было интересно и познавательно. Как ответ на этот комплексный запрос, ребята из FinTech решили внедрять геймификацию. Деньги теперь можно копить при помощи приложений, таких как Smartypig или PandaMoney, пробовать себя в роли инвестора в симуляторе Invest Battle. Банки запускают викторины и образовательные курсы, по итогу которых можно получить призы.
Что интересно, такая практика появилась и в других компаниях, на первый взгляд, очень далеких от финансового сектора. Платежи стало можно совершать напрямую в интернет-магазинах, через их брендированные сервисы – такие как Alipay, например. Переводы стало возможно делать в социальных сетях, напрямую вашим друзьям. А почему нет? Вы ведь доверяете ВКонтакте или Facebook – выкладываете там фотографии с отдыха, делитесь новостями и вступаете в сообщества. Почему бы не сделать такую интересную платформу мультифункциональной. То же самое с большими интернет-магазинами. Если вы уже все, в том, числе продукты, заказываете через Amazon, зачем вам переходить в другой сервис для покупки страховки. Сделайте это там же! Причем, в том формате, который будет удобен именно вам. Не на год, как до сих пор представляли большинство банков, а на период отпуска, к примеру. Вы можете удивиться, но производитель велосипедов Cowboy уже предлагает не только двухколесное средство передвижения, а может снабдить вас страховкой, при необходимости, и даже сообщить о повреждениях или краже вашего велосипеда.
И вот это слово, «удобно», оно является чуть ли не ключевым при описании сектора FinTech. Одними из основных его задач является функция предугадывать и предвосхищать. Более того, в отличие от банков, которые довольствовались тем, что их потребитель скорее остается в неведении, сервисы от ребят из FinTech хотят учить своих пользователей и показывать им, как та или иная функция работает. Но кто же стоит за всеми этими идеями? Неужели финансисты, с их агрессивным настроем и беспощадным отношением ко всем вокруг? Нет. Конечно, их можно встретить на постах советников или управленцев, но это только потому, что они обладают определенным опытом.
Большую же часть финансовых стартапов составляют люди с совершенно разным бэкграундом. Давайте взглянем на состав команды компании Monzo. Для них даже не так важно ваше образование. В компании скорее ценятся нестандартное мышление, свежий взгляд на вещи, умение работать в команде, критическое мышление и исполнительность. И действительно, у них много UX/UI дизайнеров, менеджеров диджитал проектов, продукт менеджеров, дата аналитиков, программистов и людей, отвечающих за сферу кибербезопасности.
FinTech стал фронт-эндом. На него приятно смотреть, с ним интересно взаимодействовать, с ним в финансы пришло много полезных, а главное, удобных инструментов. Банкинг больше не кажется таким холодным и надменным как раньше. Наоборот. Он скорее ваш приятель, который напомнит о расходах за месяц, отложит сдачу в инвест-копилку и не потребует перевыпустить карту, которую вы в панике заблокировали, а потом с облегчением нашли за диваном. В это время банк взял на себя функцию бэк-энда, который занимается механической, скучной работой.
Думаю, ответ вырисовывается сам собой. FinTech – это про технологии, созданные одними людьми для других. Это HumanTech, задачей которого стоит, в первую очередь, создать понятный, удобный, эффективный и абсолютно новый продукт, который улучшит ваш опыт взаимодействия с финансами.