Найти тему
Daily Top

Трус, Балбес и Бывалый по-американски: кто на самом деле придумал знаменитую бандитскую троицу

Не секрет, что советские деятели культуры, пользуясь закрытостью страны, «приватизировали» мелодии западных композиторов, творческие идеи и сюжеты для фильмов.

Кадр из фильма «Песня мошенника»
Кадр из фильма «Песня мошенника»

В 1930-м году в Соединённых Штатах вышел фильм «Песня мошенника», романтический мюзикл режиссёра Лайонела Барримора. Это был первый цветной и звуковой фильм. По разным причинам подлинник был утерян, до наших дней «дожили» всего несколько фрагментов того фильма.

Сюжет довольно прост: банальная история, рассчитанная на незамысловатый вкус простых американцев. Действие происходит в России в 1910-м году. Главарь бандитов Егор, живущий на Кавказе, встречает принцессу Веру в одной из гостиниц где-то в горах. Они тут же влюбляются друг в друга, но отношения разрушаются, когда Егор убивает брата Веры, князя Сержа, за изнасилование его сестры Нади и доведение её до самоубийства. Тогда Веру похищают, но ей удается перехитрить Егора, который вскоре попадает в плен к солдатам. Вера просит у Егора прощения, они всё ещё любят друг друга, они понимают, что не могут быть вместе.

Кадр из фильма «Песня мошенника»
Кадр из фильма «Песня мошенника»

В том же фильме, если судить по тем остаткам, которые дошли до наших дней, появляется троица бандитов, которые, как говорят, до смешения напоминают знаменитую троицу Трус, Балбес и Бывалый, кочевавшую из фильма в фильм у советского кинорежиссёра Леонида Гайдая. Сюжет американского фильма, в принципе, тоже о похищении невесты на Кавказе.

Леонид Гайдай родился в 1923-м году и теоретически мог видеть американский фильм, но был ли он в прокате в СССР, неизвестно. Можно предположить, что фильм демонстрировался студентам ВГИКа - насколько известно, несмотря на строгость советской цензуры, в институте кинематографии показывали фильмы, запрещённые в прокате.

Кадр из фильма «Песня мошенника»
Кадр из фильма «Песня мошенника»

Так или иначе, в 1961-м году Гайдай снимает короткометражку «Пёс Барбос и необычный кросс», где советские зрители впервые увидели тройку героев, которые впоследствии появятся ещё в нескольких фильмах режиссёра.

Что интересно, Гайдая часто упрекали в том, что он подражает американским режиссёрам, мастерам короткометражек Маку Сеннету, Бастеру Китону, Максу Линдеру и даже Чарли Чаплину. На все эти обвинения Гайдай просто отшучивался.