- Маменька-маменька, я в школу побежал! - белобрысый мальчонка лет десяти отроду забежал в избу и старался отдышаться.
Мать, занятая домашними хлопотами, не оборачиваясь, строго спросила:
- Скотине корму насыпал? А корзинку ту доплел наконец?
- Да, маменька, готовое все. Можно?
- Ладно уж, поди сходи. Порты смени только и умойся, и чтоб не баловался там у меня! Ишь ты, школу ему подавай...
Радостный Ваня - так звали мальчика - умчался выполнять наставление матери, стараясь не опоздать к назначенному времени в опустевшую несколько лет назад избенку рядом с церковью , которую теперь выделили приезжему учителю.
Учителем был назначен молодой человек, только что закончивший педагогический факультет и распределенный против своей воли работать в село. Александру Пантилимоновичу жилось несладко - после смерти матери, остался сиротой, отца помнил смутно, приходилось перебиваться репетиторством и жить впроголодь еще во время обучения в университете.
А тут еще в глушь отправили, от надежд на достойное жалованье сразу пришлось отказаться, жить, судя по всему, в самой школе и придется, так еще и крестьянских детей обучать.
Нет, учить-то Александр любил, да и с детишками всегда ладил. Худо то, что нет у этих детей не то что самых начальных знаний хоть в какой науке, а даже и инструментов, дабы как-то их получить. Ни учебников нет, ни даже чернил и бумаги, только если он сам и сможет купить в торговых рядах, при будущем своем визите в город...
Сейчас же, с такими невеселыми мыслями и тяжелым сердцем, тарантас подвозил уже молодого учителя к будущему месту его практики. На горизонте начинали виднеться маленькие аккуратные домишки и крест часовенки поодаль.
- Ну что же, ребята, здравствуйте! Зовут меня Александром Пантилимоновичем, я теперь ваш учитель, буду вам грамоту и счет объяснять... эй, с краю, не толкайтесь там! Знаний на всех хватит. Только хулиган никаких наук не постигнет, знания к послушным и внимательным ученикам приходят, - орава ребятни, собравшаяся на пороге той самой избушки и окружившая «оратора», сразу притихла и прекратила пихаться. Узнать науки страсть как хотелось. Увидев горящие искренним любопытством глаза, устремленные на него, молодой учитель смягчился и улыбнулся. Как знать, может, и выйдет что путное.
По приезде он сразу отправился осматривать свое предполагаемое рабочее место и вместе с тем жилье. Небольшая, но светлая изба, некогда вполне уютная, а теперь требующая мелкого ремонта и рачительного хозяина, в общем-то приглянулась Александру. Он разместился, уложил вещи, подготовил, как смог, место для занятий, и за хлопотами не заметил, как подошло время знакомства с ребятами. Но они сами напомнили ему об этом.
Сначала одна пара глаз появилась в щелке приоткрытой двери, потом две вихрастые головы с интересом по очереди заглянули в окна, потом кто-то нерешительно постучался. Тогда Александр наконец вышел на порог и, оглядев внушительное число предполагаемых учеников, начал уже знакомую нам речь.
После тот пригласил всех внутрь. Мест на длинной узкой скамейке на всех само собой не хватило, и старшие мальчишки расселись кружком на полу рядом с Александром Пантилимоновичем, усадив его самого и более младших однокашников на скамью.
Учитель столь теплым приемом был порядком выбит из колеи, но вскоре продолжил прерванную беседу:
- Ну, я представился, а теперь хотел бы вас узнать. Кого как звать, кто что больше всего любит делать, кто лучше всего родителям помогает?
И притаившиеся было мальчишки начали, перебивая друг друга, с жаром рассказывать уже обо всем, что только считали важным доложить приезжему учителю. Как двое самых взрослых у дьячка выучились по складам псалтирь читать, какие добротные дед Егор, их лучший плотник, скамейки делает, надо непременно его попросить, чтоб на всех теперь места хватило, и как сердце трогает песня соловья на заре в соседней роще - учителю обязательно надо сходить и послушать как-нибудь вместе с ними.
Посмеиваясь и стараясь запомнить все, о чем болтали дети, Александр вдруг снова почувствовал себя таким же мальчишкой. Он ведь прекрасно помнил, каково это, быть маленьким, любопытным и открытым всему миру. Он увидел в этих совершенно чужих детях самого себя и неожиданно понял их, нашел тот общий язык, который боялся не найти никогда. Он сделает все, что в его силах, чтобы объяснить им хотя бы самые основы, пусть бы и уча считать на пальцах, а буквы выписывая угольком на дощечке. И, похоже, это будет не только исполнение учительского долга, но и веселое приключение, с такими-то жизнерадостными учениками!
#рассказ из жизни #история #воспитание детей