Найти тему
Цветочные истории

“Юнона и Авось”: Аллилуйя любви или холодный расчет?

Оглавление

В студенческие годы я часто ездила на каникулы в Москву. И однажды попала на спектакль “Юнона и Авось” , отдав половину студенческой стипендии за билетик “с рук”.

История любви русского камергера Резанова и юной испанки Кончиты была внезапной, трогательной и обреченной. Зрительницы в зале( и я в том числе) тихо плакали в носовые платочки.

Те, кому не повезло увидеть рок-оперу “живьем”, хотя бы раз видели её по телевизору.

Спустя годы я понимаю, что реальная история — вообще не о любви. Она о преданности Отечеству, политике и деньгах. А также об авантюризме, шпионаже и беспринципности. Но в спектакле акценты сместились и на первый план вышла Большая Любовь.

А как же было на самом деле?

Жаркая калифорнийская история началась на холодной Аляске

Эпоха Великих Географических обошла Россию стороной. В то время, когда мощные флоты Англии, Испании и Португалии соревновались в том, кто быстрее откроет новые земли и проложит удобные морские пути к новым колониям, Россия не имела выхода ни к Балтийскому, ни к Черному морю.

Единственное, что оставалось — двигаться сушей на восток, за Урал.

К концу 18 века Россия вышла к Тихому океану.

Дальше лежала Аляска — огромная территория, половина которой находилась за Полярным кругом.

-2

Казалось бы, что русским могло здесь понадобиться?

На самом деле, земли «Русской Америки» были богаты. Но не полезными ископаемыми и не плодородной землей. Главным богатством были пушные звери. Европейские модницы просто обожали «русские меха», а их мужья безропотно отдавали внушительные суммы денег за очередной меховой шедевр портновского искусства.

Как ни странно, в Китае тоже ценили меха. Так что рынок сбыта был огромным.

Калан — основной промысловый зверь на Аляске. Сейчас занесен в Красную книгу.
Калан — основной промысловый зверь на Аляске. Сейчас занесен в Красную книгу.
Думаю, что не все знают, как европейские государства присоединяли новые территории. В те времена действовало “право первого открытия”. Кто первым высадился и поставил крепость-форт, тот и считался хозяином. Коренное население вообще в расчет не принималось. Его либо обращали в христианскую веру, либо уничтожали.
Россия в этом плане, увы, ничем не отличалась от других государств. Покорение Сибири и освоение Аляски сопровождалось войнами с местным населением.

Выгоду от освоения Аляски первым понял Григорий Иванович Шелихов — мореплаватель и исследователь северных земель. А еще неприлично богатый купец, который хотел сосредоточить в своих руках всю добычу пушного зверя на Аляске.

Шелихов прекрасно понимал, что без поддержки государства ему не обойтись.

Поэтому он стал искать человека, который бы занялся продвижением дела.

Задача эта была трудной.

Во-первых, дворянин должен быть не последним человеком при дворе.

Во-вторых, он должен быть умным и амбициозным для того, чтобы заняться таким «неблагородным» делом, как торговля.

Поэтому Шелихову невероятно повезло, что он встретил Николая Петровича Резанова.

“Вы граф или не граф?”

Создатели спектакля щедрой рукой наделили героя статусом графа.

Но Резанов точно не родился в графской семье. И за время службы титул ему не пожаловали. Это можно легко установить, посмотрев списки тех, кто носил этот титул в России. Только к сорока годам ему пожаловали почетное звание камергера и пансион — 2000 рублей в год.

Из провинциалов в придворные

Он был сыном коллежского советника, который работал председателем суда в Иркутске. То есть, на задворках тогдашней Российской империи. Мальчик с детства знал, что ему придется «пробиваться в люди» самостоятельно.

Поэтому юный дворянин прилежно учился сообразно требованиям того времени и даже выучил пять иностранных языков.

Начал карьеру на армейской службе в артиллерийском полку. 14 лет — в те времена это был нормальный возраст для дворянских сыновей, чтобы начать служить в армии.

Через несколько лет молодой человек добился зачисления в любимый полк императрицы Екатерины Великой — Измайловский.

Естественно, кого попало туда не зачисляли. Все офицеры были статными, рослыми красавцами, обязательно брюнетами.

Во время Таврического путешествия Екатерины II в 1787 году, которое продолжалось целых полгода, 23-х летний Резанов был в числе тех, кто обеспечивал охрану императрицы.

А потом внезапно покинул военную службу. Что стало причиной — неизвестно. Может, материальное положение или отсутствие перспектив. А может, сыграло роль то, что Россия ввязалась сразу в две войны — русско-турецкую, и войну со шведами. А Измайловский полк принимал в них участие. Одно дело — служить в мирное время, и совсем другое — воевать.

К тридцати годам гражданская карьера его была, что называется, «на пике». Должность начальника канцелярии у Гаврилы Романовича Державина была почетной и прибыльной. Ведь Державин был не только поэтом, но и секретарем самой Екатерины II.

В общем, это был умный, амбициозный человек, который в политике умел “держать нос по ветру”.

-4

В 1794 году его направили в Иркутск. Цель поездки — проверка деятельности Шелихова.

Ушлый купец сразу заметил, что молодой чиновник умен, образован, прогрессивен, не богат, не чужд некоторого авантюризма и легок на подъем.

Поэтому Шелихов предложил Резанову стать совладельцем промыслов на Аляске и продвигать интересы компании в «верхах».

А чтобы дело оказалось семейным, устроил брак тридцатилетнего компаньона со своей пятнадцатилетней дочерью Анной.

После смерти тестя Резанов уговаривает Павла I создать Русско-Американскую компанию и продолжить закрепление новых территорий за Россией. Ну, и пушнину добывать, конечно.

В пайщики новой компании с удовольствием записались не только родовитые дворяне, но и члены императорской семьи.

Главой Русско-Американской компании стал Николай Петрович Резанов.

Семейное счастье его оказалось недолгим. После семи лет брака молодая жена умерла от родильной горячки, оставив безутешному вдовцу двухлетнего сына и новорожденную дочь.

Как русские оказались в Калифорнии?

Новый император, Александр I, отлично понимал экономическую и политическую важность владений в Америке.

Поэтому отправил Резанова с проверкой на Аляску.

Здесь камергер застал удручающую картину.

Жители русских поселений голодали. Еще хуже было то, что началась цинга. В Ново-Архангельске из двухсот человек шестьдесят заболели.

Цинга в то время была настоящим бедствием. Особенно для моряков. Никто тогда, конечно, не знал, что отсутствие в рационе продуктов с обычным витамином С приводит к таким последствиям. Только в конце 18 века европейские моряки стали брать на борт лимоны и апельсины.
Барбосса демонстрирует Джеку Воробью(ой, КАПИТАНУ Джеку Воробью) отсутствие в рационе витамина С.
Барбосса демонстрирует Джеку Воробью(ой, КАПИТАНУ Джеку Воробью) отсутствие в рационе витамина С.

Русским людям такая экзотика была недоступна. Поэтому спасались луком, чесноком и квашеной капустой.

А вот с ними-то всё было плохо. Продукты в Ново-Архангельск привозили морем, из Охотска. А до того везли сушей. И если мука и крупы после многомесячного пути еще на что-то годились, то овощи приходили совсем гнилыми.

Отсутствие продуктов грозило не только голодом и цингой. Это делало невозможной всю деятельность России на Аляске. А ведь прибыль Российско-Американской компании составляла 700-1100% за год, и измерялась миллионами тогдашних рублей.

Выход был только один: найти продовольствие поближе, на западном побережье Северной Америки.

Рязанов развивает кипучую деятельность: покупает судно ”Юнона”, нагруженное продовольствием, у купца Джон Вульфа(который впоследствии весьма изумлялся собственному поступку, поскольку вообще не планировал его продавать). Оставляет продукты поселенцам, строит еще одно судно — “Авось”, и отправляется в Калифорнию, которая тогда принадлежала Испании.

"Юнона" и "Авось"
"Юнона" и "Авось"

Цели он поставил ближние и на “перспективу”:

  1. Купить продовольствие у испанцев.
  2. Установить долговременные торговые отношения.
  3. Найти место для русского поселения, которое со временем станет снабжать продуктами Ново-Архангельск.

Пребывание в голодном Ново-Архангельске и очередное морское путешествие не прошло для Резанова бесследно. В марте 1806 года на калифорнийский берег сошел не блестящий камергер, красавец-офицер Измайловского полка(пусть и бывший), а измученный цингой сорокадвухлетний вдовец.

В начале XIX века Сан-Франциско вовсе не был городом

Это был форт, в котором жила семья коменданта и немногочисленный гарнизон — всего 40 солдат. Неподалеку находились католическая миссия и маленький городоК Йерба-Буэна с населением едва ли тысяча человек:

На фото — Сан-Франциско в 1949 году. Снимок сделан после того, как началась “золотая лихорадка”, на американский запад хлынули толпы искателей самородков и город значительно вырос. К тому времени Калифорния уже принадлежала Англии.
На фото — Сан-Франциско в 1949 году. Снимок сделан после того, как началась “золотая лихорадка”, на американский запад хлынули толпы искателей самородков и город значительно вырос. К тому времени Калифорния уже принадлежала Англии.

По сцене бала в рок-опере “Юнона и Авось” может сложиться впечатление, что в шикарном помещении танцевал чуть ли не весь высший свет Америки.

На самом деле бальной залой служила небольшая комната на первом этаже форта. Стены в комнате были просто побелены, а на полу лежала соломенная циновка.

На приемы у коменданта собирались немногочисленные испанские и русские офицеры, которым ближе был военный уклад, чем светские любезности. Жена и старшие дети начальника гарнизона немного скрашивали это суровое мужское общество.

Комендант был небогат, но плодовит: в семье росли 12 детей.

Замарашками они, конечно, не ходили, но роскошные европейские платья им взять было негде.

Словом, самым блистательным кавалером в доме коменданта стал камергер, и это имело весьма неожиданные последствия.

“Быстрота и натиск”

Резанов справедливо опасался, что испанцы не будут рады его видеть. Ведь Испания была союзником Франции, а дело шло к новой войне России с Наполеоном.

Сначала он хотел использовать официальные пути. Но в таком случае пребывание в Калифорнии грозило затянуться надолго.

Но Резанов обладал острым умом, был способен принимать быстрые решения и менять тактику. У него была смелость, граничащая с авантюризмом и нахальством.

Поэтому, познакомившись с семьей коменданта, он, как говорится, “переобулся на ходу”. Ведь для достижения цели все средства хороши:

«Мы много и приятно общались с членами семьи Аргуэльо — пели, музицировали, танцевали и гуляли. Все это пробудило в душе камергера фон Резанова новые и важные мысли, после чего он придумал план, который сильно отличался от изначального»( из записок Г.Лангсдорфа, участника плавания).

Всего за две недели Резанов влюбил в себя дочь коменданта, пятнадцатилетнюю Кончиту. Он действовал, как рыбак, подсекающий рыбу:

“... старался внушить этой девице мысль об увлекательной жизни в столице России, роскоши императорского двора и прочем. Он довел ее до того, что желание сделаться женою русского камергера стало вскоре любимой её мечтою. Одного намека… Резанову было достаточно для того, чтобы заставить ее действовать согласно его желаниям”( из записок Г.Лангсдорфа)
-8

Как ни печально, но Резанов использовал наивную чу...испанскую девушку и её бесхитростных родственников. С точки зрения морали того времени, это не было чем-то постыдным. Женитьбой частенько поправляли финансовое положение и добивались продвижения по службе.

Например, глава русских поселений на Аляске А.А. Баранов женился на дочери вождя индейского племени тлинкитов, чтобы заключить с ними мир.

А венценосные особы получали союзников и военную помощь.

С корабля он переселился в форт и стал совершенно своим у семьи коменданта:

“ С того времени, поставя себя как близкого родственника коменданту, управлял я уже портом Его Католического величества так, как того требовала польза России, и Губернатор крайне изумился, увидев, что, так сказать, он сам в гостях у меня очутился!”

За пять недель пребывания в Калифорнии “быстротой и натиском”, как Суворов, Резанов достиг впечатляющих результатов: полностью загрузил трюмы кораблей продовольствием, договорился о дальнейших поставках, свел дружбу с губернатором. расположил к себе испанских монахов из миссии и обручился с Кончитой. Матросы с кораблей занимались шпионажем, исследуя крепость и окружающие земли. Итогом этого стал вывод:

«Мало-помалу можем продвигаться далее к югу, к порту Сан-Франциско… Калифорнийский берег можно включить в число российских принадлежностей. Гишпанцы весьма слабы в краю сём».

У России появилась возможность закрепиться не только на Аляске, но и на западном побережье. А это означало господство во всей Северной части Атлантического океана:

”Проживи Резанов на десять лет дольше, и то, что мы называем Калифорнией и Американской Британской Колумбией, было бы русской территорией…”( Американский генерал Ван Дерс).
-9

Почему Резанов так поспешно уехал?

На следующий день после обручения русские корабли отплыли на Аляску.

Кончита по наивности думала, что счастливый жених спешит в Петербург, чтобы подать прошение о свадьбе императору.

На самом деле Резанов торопился прежде всего в Ново-Архангельск, где корабли с продовольствием ждали поселенцы.

Но главной его задачей было доставить полученные сведения императору и начать укрепление России на берегах Северной Америки.

Именно поэтому он гнал коня в осеннюю распутицу, мерз, проваливался под лёд, лежал в лихорадке и снова садился на коня. Доехать смог только до Красноярска...

Зачем Кончита ходила на берег?

По свидетельствам современников, Кончита целый год ходила на берег и подолгу там стояла.

Считается, что она ждала возвращения жениха, какая романтика!

Кончита знала, что поездка в Петербург и обратно займет не меньше двух лет. Ведь не думала же она, что Резанов повернет обратно?

Скорее всего, здесь, вдали от всех, она мечтала. О том, как возвратится жених, как она уедет в русскую столицу, о балах, и о всем, о чем мечтает молодая влюбленная девушка.

Перестала она сюда приходить только после того, как узнала о судьбе Резанова. Мечты рассыпались.

Почему Кончита не вышла замуж?

Дело здесь не в том, что девушка так сильно любила, что ждала 35 лет.

А в том, что она была с Рязановым обручена. В католицизме обручение — не просто кольцо на палец одеть. Это официальный договор, который также, как и брак, считался обязательным. Фактически, это был первый этап свадьбы и обрученные считались мужем и женой. Чтобы расторгнуть обручение, нужен был развод.

Правда, жених был православным, но обряд прошел в католической миссии по всем правилам. Поэтому после гибели Резанова Кончита стала считаться вдовой.

Многие католические вдовы повторно выходили замуж.

Почему этого не сделала Кончита?

Может быть, не нашлось никого достойного, либо сгоряча дала обет в церкви…

И родители почему-то не подыскали ей нового жениха, хотя в те времена это было обычным делом.

Этого уже не узнать.

Не все знают, что до 38 лет Кончита жила вместе с родителями, а монахиней стала только на склоне лет.

“Белый шиповник”

-10

В сцене знакомства Резанова и Кончиты звучит эта чудесная песня.

Белый шиповник в Калифорнии не растет. Вознесенский взял этот образ из стихов Анны Ахматовой:

Таинственной невстречи

Пустынны торжества,

Несказанные речи,

Безмолвные слова.

Нескрещенные взгляды

Не знают, где им лечь.

И только слезы рады,

Что можно долго течь.

Шиповник Подмосковья,

Увы! при чем-то тут…

.И это всё любовью

Бессмертной назовут.

(А.А.Ахматова “Сожженная тетрадь”)

Так закончилась история, в которой смешались личная выгода и радение за Отечество, дипломатия и натиск, мечты и разбитые надежды.

Вот такая “Аллилуйя любви”.

Дочитали историю?

Пишите свое мнение в комментариях, обсудим.

Отмечайте лайком, если понравилось, и подписывайтесь на канал.