Найти тему

Что является правдой о "Кровавой Мэри"?

Кровавая Мэри" - это название напитка, который обычно состоит из спиртного и томатного сока, а иногда в него добавляют вустерширский соус, кайенский перец, лимон, соль, черный перец и энергичный стебель сельдерея.

В 1939 году газета "Этот Нью-Йорк", затаив дыхание, сообщала: "Новейший коктейль Джорджа Джессела, пользующийся вниманием городских параграфов, называется "Кровавая Мэри": половина томатного сока, половина водки".

Кровавая Мэри" - это также название мрачной детской игры. Найдите зеркало, выключите свет и трижды назовите ее имя. Когда вы включите свет, в зеркале появится сама Кровавая Мэри - призрак женщины, которую ошибочно обвинили в убийстве собственных детей.

И, что особенно важно, Кровавая Мэри - это прозвище Марии Тюдор, старшего ребенка Генриха VIII. В возрасте 37 лет она мужественно заняла трон силой после того, как ее сводный брат Эдуард изменил акт о престолонаследии. Молодой Эдуард хотел, чтобы его кузина-протестантка, леди Джейн Грей, последовала за ним, а не за его сестрой-католичкой. Но Мария собрала армию и свергла хрупкое правительство Джейн.

-2

Ее пятилетнее правление нельзя назвать успешным. Она вышла замуж за габсбургского принца - брак был очень непопулярным - и имела фантомную беременность (возможно, две). Каждый год во время ее правления Англия переживала неурожаи. Война с Францией закончилась катастрофой: потерей Кале.

Тем, кто недавно познакомился с XVI веком, иногда трудно разобраться в именах "Марии". Есть Мария, королева Шотландии, красавица, которая трижды выходила замуж, потеряла трон и в конце концов была казнена Елизаветой I. Она была романтичной. Мария, о которой я пишу в этом посте, - другая, "кровавая", которая в своем рвении превратить Англию обратно в католическую страну сожгла на костре 284 протестантских мученика. Хотя во время правления Генриха VIII и Елизаветы I погибло более 300 католических мучеников, именно за Марией закрепилась репутация безжалостной, исполненной фанатизма убийцы.

Очень интересно, как эта репутация развивалась на протяжении веков.

Революция 1688 года посадила на трон протестанта, а Акт об унии 1707 года гарантировал, что католик никогда не сможет править Англией. Но паранойя по поводу восстания якобитов приводила ко все большим и большим доносам на Марию I.

Сегодня историки сходятся во мнении, что, независимо от того, что думают о ее последующем правлении, Мария была привлекательной молодой женщиной, хорошо образованной и исключительно талантливой в музыке. Она любила изысканную одежду, драгоценности и азартные игры. До самой смерти она была преданной крестной матерью и щедрым другом. Но в самой низкой точке исторической репутации Марии ее изобразили не только кровожадной и тиранической, но также глупой и отвратительной.

Вот как описывает королеву Тюдоров историк XVIII века: "Мария не была создана для того, чтобы нравиться, в ней не было ничего от женщины ни в ее истории, ни в ее поведении; она была жесткой, формальной, сдержанной, кислой, надменной и высокомерной, ее лицо было простым и грубым, без мягких черт, чтобы сгладить его грубость, или без вкрадчивых граций, чтобы оттенить его недостатки. Все в ее внешности, воздухе, осанке и манерах было запретным... едва ли когда-либо встречался человек, настолько лишенный всех приятных качеств".

Столетие спустя не менее известный человек, чем Чарльз Диккенс, яростно нападал на Мэри. В "Детской истории Англии" Диккенс разглагольствовал: "Как ЧЕРТОВА КОРОЛЕВА МАРИЯ, эта женщина стала знаменитой, и как ЧЕРТОВУ КОРОЛЕВУ МАРИЮ ее всегда будут справедливо вспоминать с ужасом и отвращением в Великобритании. Память о ней была настолько отвратительной, что некоторые писатели в более поздние годы встали на ее сторону и показали, что в целом она была вполне приятной и веселой государыней! По плодам их узнаете их", - сказал наш Спаситель. Кол и огонь были плодами этого царствования, и вы не должны судить об этой королеве ни по чему другому".

Только в XX веке были предприняты попытки нарисовать более сбалансированный портрет Марии. Мария Тюдор: Старые и новые перспективы", сборник эссе ученых под соавторством Сьюзен Доран и Томаса Фримана, был опубликован несколько лет назад. На первой странице редакторы говорят, что цель книги - показать "образованную, находчивую и прагматичную королеву".

В одном из эссе (смело) поднимается вопрос о мучениках: "Сожжение 284 религиозных диссидентов морально неоправданно с точки зрения 21 века. Однако важно помнить, что ценности 21 века - это не ценности 16 века, и что в 16 веке казнь упрямых еретиков почти повсеместно считалась необходимой обязанностью христианского правителя".

Выйдет ли наконец из тени настоящая Мария Тюдор благодаря таким книгам, как эта? Я с нетерпением жду новых взглядов на старшую дочь Генриха VIII. Крики умирающих мучеников 1550-х годов никогда не смогут замолчать. Но, возможно, пришло время, когда имя Марии должно стоять особняком, а "Кровавой" больше не будет.