Генерал Василий Иванович Чуйков защищал Сталинград и брал Берлин. Считался прекрасным тактиком городского боя, недаром получил прозвище Генерал Штурм. Начало войны он встретил в далеком Китае, долго просился на фронт, пока в 1942 году не был отозван на Родину и не получил назначение - заместителем командующего резервной Армией, которая дислоцировалась в районе Тулы.
В начале июля эта Армия была переименована в 64-ю и отправлена на Дон.
23 июля генерал Чуйков вылетел на самолете У-2 проконтролировать выдвижение ударной группы в составе 66-й морской стрелковой и 137-й танковой бригад в район станицы Цимлянской. Эти бригады должны были фланговым ударом разгромить прорвавшегося противника. К сожалению, командование 64 Армии не имело истинного представления о силах немцев, иначе этого приказа не последовало бы.
Чуйков возражал против дробления войск, но командарм В.И. Гордов оставался непреклонен. А сутками ранее, 22 июля, Гордов вернулся из Москвы с повышением - командующим Сталинградским фронтом.
Итак, Чуйков вылетел на У-2 проконтролировать выдвижение войск в указанный район. В 10 утра 23 июля ударный отряд выступил в направлении на станицу Суворовскую, а У-2 с генералом Чуйковым полетел в штаб Армии.
Юго-восточнее Суровикино натолкнулись на немецкий бомбардировщик - Ю-88. Они в то время безнаказанно летали над нашей землей, часто вообще без прикрытия. Увидев русский биплан, немецкий пилот решил записать на себя воздушную победу и атаковал самолет Чуйкова. Ю-88, конечно, не истребитель, но вооружения у него вполне достаточно, чтоб разделаться с легкомоторным фанерным самолетом.
А начался бой. Пулеметы и пушки Ю-88 против мастерства советского летчика. Бой, казалось бы, безнадежный, но на войне всякое случается.
Как ни уклонялся пилот У-2 от пушек и пулеметов "юнкерса", а все же попадания случались, куски фанеры отрывались от самолета и уносились прочь воздушным потоком. Чувствовалось: еще немного - и конец. Самолет уже становился неуправляемым. Но и садиться было нельзя. Расстрелял бы, разбомбил бы немец сразу.
Маневрируя у самой земли, советский летчик пытался найти хоть лесок, хоть деревню, где можно было бы посадить самолет и попытаться укрыться. Но в степи это не так просто. И то ли самолет потерял управление, то ли пилот ошибся при маневре, но У-2 вдруг ударился о землю и разломился пополам! А затем еще и задымился. Немец стал разворачивать самолет для новой атаки.
И генералу, и пилоту повезло, что У-2 рухнул с небольшой высоты - обоих выбросило из кабины. Летчик вообще отделался счищенными коленями, а Чуйков, с огромной шишкой на лбу, закашлялся от грудной боли. К тому же, на какое-то время сковало позвоночник. Но обошлось.
Немецкий летчик, видя дым от упавшего самолета, больше атаковать не стал. Сделав круг, он улетел на запад.
Воздушный бой видели с земли. К месту крушения У-2 поспешил "виллис". Рядом с шофером сидел в то время капитан (впоследствии полковник, Герой Советского Союза) А.И. Семиков. Он-то и вывез из степи летчика и генерала В.И. Чуйкова.