Когда первый раз видишь их за стеклом витрины, кажется, что они оказались там случайно. Эти же веселые расцветочки можно встретить в любом магазине Италии, от Капри до Милана.
Но, как обычно, совы не то, чем они кажутся.
Это стекло античного Рима.
С ростом благосостояния к концу римской Республики сначала стекло, в основном, импортируют из Греции, Сирии, Палестины и Египта, но уже к первому веку повсеместно появляется и стекло римского производства.
Например, вот такие стеклянные вазочки с крышкой, скорее всего, для косметики.
1, 2
Флаконы, сделанные в этой же технике.
Глубокая чаша (7,8 на 14,1 см), которая больше похожа на сувенирную салатницу из музея Климта, чем на античный предмет.
1
А вот та же самая идея, но реализованная гораздо грубее - у греков
1
Как это сделано?
Техника за последние несколько тысяч лет не изменилась - достаточно простой плавильной печи, вроде тех, что используют для плавки металла со времен Бронзового века.
Сначала нужно приготовить заготовку из разных цветов, которые формировали бы рисунок, затем вытянуть ее в длинный стеклянный прут (рисунок уменьшится, но останется неизменным) .
После того, как прутья готовы, их нарезают цилиндрами -"чипсами", Выкладывают из них узор будущей чашки, запекают в форме и отшлифовывают. Очень часто в музейных описаниях античного стекла встречаются упоминания о шлифовке на станках (естественно, с ручным приводом).
Посуда из сплавленных воедино стеклянных разноцветных "прутьев" называлась в античном мире "муррина". Сейчас, благодаря венецианскому стеклу, прижилось итальянское название millefiori - "тысячецветные".
1, 2-3, 4-5
Или же можно просто набрать горячее стекло на конец стеклодувной трубки, обкатать его в разноцветных "чипсах", потом хорошенько все сплавить в единое целое и выдуть нужную форму.
Получится очень современно:
1, 2, 3, 4
А вот что выйдет, если прутья не нарезать, а оставить длинными и выкладывать рядами по форме.
1, 2-3
По этому же принципу делается и "вязаная" посуда.
Ее набирают сразу на форме. Сами прутья - из прозрачного стекла с матовыми вставками, закрученными спиралью.
Если мастер все сделал правильно, то будет казаться, что тарелка "вывязана" буквально одним рядом петелек. Обратите внимание на эффектный бортик, как будто бы "пришитый" стежками.
1, 2, 3, 4, 5
Отлично смотрится совмещение разных техник - например, мозаики и millefiori, когда рисунок запекается вместе с однотонным фоном. Эта тарелка совсем не выглядит на свои две тысячи лет.
1, 2
Еще несколько чаш в мозаичной технике. Греция и Рим.
Последняя - прямо кубок Чемпионата по футбору :).
Совершенно потрясающее блюдо, которое выглядит родом из шестидесятых годов двадцатого.
1
А вот - тоже техника мозаики, хотя сразу и не скажешь. Сделана эта чаша так: темно-синие (кобальт) и белые (сурьма и оксид олова) прутья толщиной буквально в нить соединили вместе, потом нарезали на "чипсы", сформировали в диск и запекли по форме.
Coming soon:
1. Античное стекло. Диатрета.
2. Античное стекло. Техника камео.
3. Стекло, которое не бьется - легенды об античном пластике?
4. Дихроическое стекло в Риме IV века.
5. Прозрачное стекло.