Обучение в дореволюционной России - тема интересная и неисчерпаемая. Я думаю, все в курсе, что в Российской империи была сложная и разветвленная система начального и среднего образования, которая подверглась реформам и унификации в первые десятилетия Советской власти.
Какие-то традиции и особенности дореволюционной системы образования прижились и в советской школе, а какие-то - канули в Лету.
Сегодня мы в вами вспомним о самых интересных особенностях дореволюционных учебных заведений. Опираться я буду не на сухие энциклопедические факты, а на примеры из художественной литературы.
Молитвы и уроки Закона Божия.
Закон божий считался тогда важнейшим и труднейшим предметом — нужно было знать назубок десятки всевозможных молитв и евангельских текстов, — и провалиться на этом экзамене было бы для каждого из нас несчастьем.
"Серебряный герб", У. Чуковский.
В царской России образование не было отделено от церкви, и поэтому в большинстве начальных и средних учебных заведений обязательным был урок Закона Божия, на котором ученики изучали Священное писание, молитвы, изучали Житие святых. В конце года как правило, по этому предмету проводился итоговый экзамен. Очень часто в книгах этот урок описывается как очень скучный.
Нашему священнику отцу Геннадию было этак лет под семьдесят. Лица его из-за бороды и бровей не было видно вовсе, был он тучен, и для того, чтобы повернуть голову назад, ему приходилось оборачиваться всем туловищем, ибо шеи у него не было заметно вовсе.
Его любили у нас. На его уроках можно было заниматься чем угодно: играть в карты, рисовать, положить перед собой на парту вместо Ветхого завета запрещенного Ната Пинкертона или Шерлока Холмса, потому что отец Геннадий был близорук.
"Школа", А. Гайдар.
Также неотъемлемой частью жизни учащихся были молитвы и богослужения, которые проходили прямо в стенах учебного заведения. Обязательными были утренний молебен, молитвы перед обедом, праздничные молебны. Во многих образовательных учреждениях (чаще всего, в зававедениях пансионнооо типа, даже была своя домовая церковь.
Сегодня после большой перемены уроков больше не будет: в нашей домовой церкви будет отслужено молебствие о здравии государя императора. Все воспитанницы католички и инославные могут идти домой. Православные — остаться на молебствие.
"В рассветный час", А. Бруштейн.
Многие ученики воспринимали молебны как скучнейшее времяпровождение, ведь зачастую они были очень долгими, и ребята просто физически их не выдерживали.
Седой длинноносый старик-священник в лиловой рясе начал служить молебен. Служил он долго, неторопливо, слова произносил невнятно, - Сережа слушал его, а сам не спускал глаз с оранжевого, белолапого тигра в тропическом лесу.
"Мальчик из Уржума", А. Голубева
- …Боже, царя храни…
Боженова уносят. Обморок. Молебен окончен.
"Кондуит и Швамбрания", Л. Кассиль.
Кондуит.
Самым главным кошмаром гимназиста и реалиста был кондуит.
Кондиутом в дореволюционных учебных заведениях называли журнал, в котором фиксировались все проступки учащихся. Помимо этого, в кондуит вносились личные данные ученика, например, сословную принадлежность, вероисповедание, материальное положение семьи и прочее.
Говорят: все дороги ведут в Рим. В гимназии все дороги вели в кондуит. Жизнь каждого сизяка (гимназиста) была вписана в кондуитный журнал. Штрафы, «безобеды», выговоры, исключения из гимназии… Страшная это была книга! Тайная книга.
"Кондуит и Швамбрания", Л. Кассиль.
После перевода учащегося в другое учебное заведение и его поступлении в высшее учебное заведение, записи из кондуита следовали вслед за ним.
То есть, по сути, кондуит был своеобразным досье на учащегося, и записи из него могли сильно повлиять на дальнейшую жизнь.
"Комендантский час" и другие ограничения.
Во многих дореволюционных учебных заведениях, в том числе и высших, строго регламентировалось не только учебное время, но и внеурочное. У каждого учебного заведения имелись свои правила, которые должны быть неукоснительно соблюдаться учащимся и студентами. Чаще всего эти правила касались посещения общественных заведений и "комендантского часа":
Подписью классного наставника кончалась неделя. И только воскресенье, самый короткий день в неделе, не имело своей графы в дневнике. Все остальное было отчеркнуто «от сих до сих».
§ 18. Воспитанникам средних учебных заведений запрещается с 1 ноября по 1 марта пребывать вне дома после семи часов вечера.
§ 20. Воспрещается посещение воспитанниками театров, кинематографов и прочих увеселительных заведений без особого на то разрешения г. инспектора для каждого раза. Безусловно воспрещается посещение кондитерских, кафе, ресторанов, мест публичного гулянья и т. д.
"Кондуит и Швамбрания", Л. Кассиль.
Разумеется, все эти правила систематически нарушались. И если нарушитель попадался, он подвергался различным наказаниям вплоть до исключения.
Надо полагать, два последних пункта касаются прежде всего учебных заведений для мальчиков. Я ни разу не встречала упоминания кондуита в книгах о гимназистках и тем более - институтках. И об ограничениях связанных со внеурочной деятельностью - тоже. Но, думаю, это связано с тогдашними особенностями воспитания девочек - у начальства и в голову не могла бы закрасться мысль, что юная барышня пойдёт с подружками в ресторан или зимой после семи вечера будет разгуливать по тёмным улицам.
На сегодня у меня всё, но, возможно, в следующих статьях я продолжу эту тему.