Найти тему
Время не ждет.

Цветы зла.1 часть.

В этой статье я хочу проследить путь ,по которому развивалась литература конца 19-начала 20 века.Тогда писатели были властителями души человека.Они описывали современное им общество и открывали его юным барышням,проживающим свою жизнь в достаточно серьёзной изоляции в небольших деревеньках и провинциальных городках,юношам,которые хотели жить интересной жизнью,но где её найти,эту интересную жизнь,не знали.А тем не менее,литература конца 19 века начинает готовить людей к новой жизни,новому времени,совсем другому,может быть,более волнующему и бурному,но страшному и нелепому по влиянию на вроде бы такую устоявшуюся жизнь.На картине "Дубовая роща" всё тихо и настолько определённо,что изменения кажутся невозможными.Всегда будут стоять эти дубы, и всегда будет эта роща.Она и будет. Она есть и сегодня. Только совсем изменится изображение этих дубов художниками.Детали жизни дубов будут казаться незначительными.Ну,действительно,кому интересен дуб,как он есть.Интереснее увидеть его другими глазами.Увидеть...Можно ,конечно.А вот понять увиденное уже гораздо сложнее.Для понимания нужно созреть.Нужно увидеть и сравнить.
В литературе 80 годов 19 века начинается переходная эпоха.
В январе 1881 года умер Достоевский, в августе 1883- Тургенев. Салтыков-Щедрин тяжело болел с 1884 года.Успенский помешался,Толстой отрицал культуру,науку и искусство,писал о личном самосовершенствовании и непротивлении злу. Толстой пытался подготовить читающих его к испытаниям.Понимал ли он, к чему призывал? К скитам?К оседанию на земле?Это не давало правильной картинки мира.Мир уже был жестокий,лилась кровь в Африке,расовое неравенство позволяло уничтожать целые народы,но русский дуб пока стоял...Так стоял то он благодаря монархии,традициям и православию.Три ступени. Обломились они...всё полетело в пропасть.
В 80-е писал Чехов:" Я хотел бы быть свободным художником и только..."
80 годы были годами упадка.В 1892 году вышла брошюра Мережковского "О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы". Причинами упадка, по его мнению, было "бессилие желать и любить,соединённое с неутолимой жаждой свободы и простоты,истощение самых родников жизни,окаменение сердца,есть ни что иное,как знакомая нам болезнь культуры,проклятие людей,слишком далеко отошедших от природы". Это замечательные слова,самое интересное,что они поразительно актуальны и сейчас. А я с ним не согласна.Почему в такое тяжёлое время,время начинающего движения к переделу мира,новой,очень тревожной и опасной философии,в России не нашлось писателей,которые отражали бы в своём творчестве начинающиеся процессы и объясняли бы их опасность ? Я согласна только с тем,что был упадок.Он и был потому,что никто не хотел заниматься созданием новой картинки мира. Старое уходило,а новое не пришло.
Правда появляется декадентство. Ярким представителем был француз Бодлер. В 1857 вышел его знаменитый сборник "Цветы зла." Немецкий писатель Эккарт фон Сидов изучил декадентство и пришёл к выводу,что для него характерно несколько смен психических состояний.
В основе мрачное настроение,прерываемое вспышками экстаза,а отвращение к жизни чередуется с жаждой жизни,деятельности и уверенностью в своих способностях изменить мир. Декадент стоит в центре мироздания,но настроение беспредельного могущества сменяется чувством бессилия изменить даже свою жизнь. На этой почве вырастает склонность одурманивать своё сознание половыми излишествами, вином и наркотиками,любоваться собственными страданиями и наслаждаться болью,своей,а лучше бы чужой.Декадент уходил от общества и отрицал мораль,возвеличивал себя,становился снобом и поклонялся мистике. Всё это на фоне душевной опустошённости и скуки. Splin Бодлера. Эти чувства сгущаются до полного ужаса перед тайной, до страха и жажды конца...Весь мир представляется бездной ,существование мира бесцельным и кажется,что катастрофа близка.Splin.
Настоящим декадентом русской литературы является Сологуб. У него присутствуют многие описанные выше черты: имморализм, асоциальность, романтизм, мистицизм, эротизм, искусственность.Каждая из этих черт невероятно сложна. Если переступить их,можно стать настоящим преступником.О социальных причинах появления декадентства Бодлер писал,что оно "появляется преимущественно в переходные эпохи,когда аристократия уже уничтожена и поколеблена,но демократия ещё не всемогуща".Из Европы декаданс перешёл в Россию. В статье 1892 года Мережковский писал,что новое направление характеризуется тремя главными направлениями: мистикой, символами и расширением художественной впечатлительности. Вновь становятся модными стихи.Появляется много новых поэтов,многие из них становятся символистами: Сологуб, Брюсов, Бальмонт. Брюсова считали главным символистом, потому что он перевёл на русский язык французов Верлена, Рэмбо и Малларме.

-2

Всё упрощается. Я очень люблю картину Матисса "Танец."Тем не менее, это совсем другой подход к жизни. Человек упрощен до цвета и линий. В этой картине главное-движение.Но куда? Куда несётся этот человек ,который уже безличен? Уже не важно где он и куда двигается. Для Шишкина дуб важен, а для Матисса и человек не важен. Не только французское декадентство было источником нового течения. В конце 19 века в Европе властителями дум были два сына восстановленной Германии.Оба проповедовали действие,опирающееся на насилие.Это Ницше и Маркс.(Продолжение следует).

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц