На протяжении многих лет можно наблюдать разные полемики между разными "блоками" таможни. Иногда это вырастает в полноценные противостояния со всеми вытекающими. В конечно итоге это серьёзно подрывает общие интересы. На тему противостояния "таможенного контроля" и "правоохраны" уже можно писать диссертации. Но мы лишь пробежимся тезисно, т.к. формат дзена не позволит вместить обширные трактаты.
Проблема, которая витает в воздухе уже много лет, для многих очевидна. Но в её суть не так часто вникают. Как правило, все работают со следствием, а не причиной каких-либо затруднений. Сейчас уже тяжело что-то изменить, так как все стоят на своих позициях. Но это, как минимум, повод для дискуссий.
Для случайных читателей этой статьи обозначим зоны ответственности каждых из блоков. Блок "таможенного контроля" представляет собой целую когорту подразделений, которые, как ни странно, занимаются таможенным контролем. Поле деятельности обширное. Это и контроль таможенных деклараций, и фактический контроль в пунктах пропуска и внутренних постах, всеми любимый постконтроль, и много чего ещё.
Таможенный контроль проводится для того, чтобы оценивать законность осуществления тех или иных действий с товарами при их перемещении через границу. Разброс нарушений огромен. От занижения таможенной стоимости до выявления незадекларированного товара. Это и взыскание платежей, и дела об административных правонарушениях, и конфискация товаров.
Правоохрана занимается ВНЕЗАПНО правоохранительной деятельностью. Основной упор делается на выявление уголовных дел, хотя и административная составляющая является немаловажной (хотя основную нагрузку по АПшкам несёт всё тот же "таможенный контроль").
Для того, чтобы глубже погрузиться в вопрос, стоит вставить важную ремарку (речь не про Эриха, если что). Значительная часть правоохраны воспитывается не в таможенных стенах, а набирается извне, чаще всего из органов полиции. Если брать РТА как кадровый резерв, то там тоже не всё так радужно.
Дело в том, что уровень получаемых знаний в таможенной академии уже много лет нельзя назвать высоким. И выпускник, который сразу попадает в правоохранительные подразделения, таможенником как таковым не является. Где-то что-то читал, где-то что-то знает, но по факту всё это поверхностное представление о работе таможенных органов.
Что интересно, люди с опытом работы в таможенном контроле после перехода в правоохрану отличаются куда более высокой компетенцией, поскольку понимают многие процессы изнутри, что позволяет им рационально расходовать свои силы, не подкидываясь на всякую ерунду.
Да, таможенная правоохрана неплохо ориентируется в УПК и ОРД. Они понимают как взаимодействовать с прокуратурой, замечательно пишут свои документы, но тонкости таможенного контроля они знают далеко не всегда. А это зачастую приводит к опасным ловушкам.
Но дело в том, что сегодня "блоки" напрямую зависят друг от друга. Возможности правоохраны при грамотном использовании могут дать хорошие результаты. А без таможенного контроля многие задумки правоохраны просто могут превратиться в звук, похожий на сдувающийся воздушный шарик.
Зачастую возникают ситуации, когда правоохрана копала под учВЭДа, пытаясь найти преступление. Но копала с учётом своих искажённых представлений о таможенном кодексе. И с это всё они пытаются выдать таможенному контролю как конфету. Последние могут полистать бумажки, поугарать над материалами и отказаться с ним работать. Потому что это неликвидно.
Правоохрана в силу многих причин ранимая. В силу своей статусности она начинает топать ножками и кричать о том, что их работу всячески саботируют, на выходе горят уголовные дела по самым великим составам УК РФ, а таможенный контроль "сидит на теме" и вообще всё не так. Очевидно, что люди потратили кучу нервов и сил и наработки нужно закрывать желаемым. Иначе им сделают ай-яй-яй. Да и за результаты регулярно спрашивают. А где их взять?
Нередко эти истерики приводят к тому, что таможенный контроль нагибают и заставляют работать. Потому что "всё горит, нужно, тут 100-% тема". Но нередко случается, что изначально всё было жидко, время потрачено впустую и конечный выхлоп отличается от желаемого.
Потом зачастую у таможенного контроля возникают проблемы в связи с обжалованием или подключением ресурсов из числа смежных правоохранительных органов. В этот момент частенько правоохрана дистанцируется, а со всем расхлёбываться приходится именно таможенному контролю. И таможенный контроль знает об этом горьком опыте, поэтому пытается сказать "нет" жидким материалам.
Для наглядности примера стоит вспомнить один интересный случай, который произошёл много лет назад. Под интересные контракты завозились товары с условно начисленными таможенными платежами (т.е. фактически платежи не уплачивались участником ВЭД).
Но таможенную правоохрану было не остановить. Они что-то там выискивали, вычисляли занижение таможенной стоимости и пытались возбудить уголовные дела. Это не смотря на то, что платежи условно начисленные.
Когда правоохране пытались объяснить, что их выдумки являются полной ерундой, то они парировали тем, что условные платежи это всё-таки платежи и нужно тут возбуждать пачками уголовные дела. В итоге им было предложено условно возбудить дело условной прокуратуре для рассмотрения в условном суде.
Разумеется, что из этого никакого реального выхлопа не вышло. И таких примеров можно приводить десятками, если не сотнями. В погоне за палками многие занимаются странным творчеством. Хотя в полноценном деле очень много зарыто обстоятельств, на которые часто не обращают внимание. Кстати, лет через 10 в итоге все осознали, что таможенная стоимость не занижалась, а наоборот, завышалась .Впрочем, это совсем другая история.
Можно привести и много других примеров. Проблема правоохраны в том, что многие надменно смотрят на таможенный контроль в связи с более "высоким статусом". Это проявляется от бытового общения до элементарного кусалова между подразделениями.
Иногда начальство таможенных постов и элементарно бреет правоохрану на счёт ориентировок, приходящих задними числами, что несколько подрывает показатели правоохране и заставляет её триггерить, т.к. пост ставит эти результаты за собой. Но на это могут осмелиться далеко не все.
Подобные внутренние разборки очень сильно мешают общему делу. По хорошему "блоки" должны работать совместно для достижения общих целей. Но этому мешает многое. Амбиции, недоверие, личностные неприязни. Понятно, что должно быть разделение труда и каждый должен заниматься своим делом. Но общий уровень компетенции сегодня вызывает вопросы. Вместо реальных результатов мы имеем какие-то смешные вещи. А так быть явно не должно...
© Злой таможенник
Статья по теме: