Она и правда, как жемчужина. Редкая и почти неизвестна в широких кругах. Для многих Стейнбек это "Гроздья гнева", "К востоку от эдема". Но Стейнбек прекрасен во всех своих творениях. Пусть это будет большой роман или маленькая повесть, в каждом из них будет свой смысл и часть души автора.
Главные герои повести: коренные жители Америки. Люди, привыкшие подчиняться и боятся. Сильный, независимый народ, который стал жертвой обстоятельств, слабости и трусости. Автор пишет об отношении индейцев и белых, как об устоявшемся преклонения первых перед вторыми. Их страх он называет врожденным и естественным. Вторых же он показывает расчетливыми и бессердечными.
В центре повествования молодой индеец Кино, его жена Хуана и новорожденный сын Койотито. Они счастливы, небогаты, но живут своей жизнью, к которой привыкли и втайне надеются на лучшую долю. Но на их пути выпадают только несчастья. Одно за другим они преследуют молодую семью, что в конце концов приводит к трагедии.
Маленького Койотито ужалил скорпион. Чтобы ему помочь нужен врач, но все в поселении знают, что врач не приходит к беднякам, ведь у них нет денег. Тогда Кино решает сам идти за врачом. Автор описывает врача как типичного представителя своего возраста, сословия и склада ума. Это "ленивое создание" живет и грезит о Париже и молодых хорошеньких девушках, которые ему недоступны. Ему нет дела до страдания ребенка или его родителей. В его мире все измеряется деньгами. Нет денег, нет доктора.
Получив отказ, Кино решил сделать то, что он умеет лучше всего: пойти ловить жемчуг. Взяв свое старое каноэ, которое переходило в их семье от отцов к сыновьям, Кино и его семья отправились в море. О чудо, ему повезло. Кино нашел величайшую жемчужину. Такой большой и красивой никто не видел и все хотят на нее посмотреть. Кино счастлив и строит грандиозные планы, Хуана робко улыбается в сторон, а Койотито пошел на поправку.
Теперь Кино богат и у него будут деньги. Он сможет отправить сына учиться, чтобы то мог читать, чтобы он стал настоящим человеком и не испытывал страх, который чувствуют они, его родители и весь его народ. Мечты, мечты, куда они приводят? Кино стало самому страшно от того количества возможностей, которые открывала ему жемчужина.
Не только родственники и соседи хотят взглянуть на жемчужину. Местный пастор сразу вспоминает, что церкви пригодилось бы пожертвование, бедняки ждут милостыни, а доктор наносит им визит и дает Койотито лекарство, от которого мальчику становится хуже. Хитрый врач смог убедить родителей, что только он спасет мальчика и через час дал ему другое лекарство, от которого ему действительно стало лучше. В уме Кино уже рождаются мысли, что доктор сделал это не просто так. В его сердце рождается страх потерять жемчужину. В туже ночь в их дом приходят неизвестные и пытаются найти драгоценность, но хозяева просыпаются и тем самым отпугивают воров.
Еще хуже дело обстоит со скупщиками. Они все как один говорят, что эта жемчужина ничего не стоит, она уродливая и слишком большая. В разумах людей поселилось сомнение, но Кино уверен, что его жемчужина лучшая на свете. Он решает идти в большой город и продать ее там. В ту же ночь в их дом опять приходят люди, чтобы похитить жемчужину и Хуана решает избавиться от нее. Это приводит в ярость Кино. Пока они с Хауной решают свои разногласия, кто-то сжигает их дом и Кино становится ясно, что здесь им больше нет места.
Вся семья отправляется в большой город. Путь долгий и трудный, а по их следам идут охотники, которые не отступят. Кино делает все, чтобы запутать следы. У него это получается, но только отчасти. Тогда он решается на отчаянный шаг: убить своих преследователей. Один из них слышит плач ребенка и, приняв его за вой койота, стреляет в темноту. Одно мгновения и вся жизнь ускользает.
Кино и Хуана возвращаются домой, без Койотито. Они решают выкинуть жемчужину, которая должна была стать их надеждой, а стало гибелью.
Описывая чувства Кино, автор использует такой термин как музыка. Вот это музыка семьи, там где спокойно и уютно. Это музыка врага, там где страшно или тревожно. В душе Кино всегда звучит какая-то музыка, все свои чувства он переносит на нее. И есть там музыка жемчужины. Сначала она тихая, это надежда. Потом она становится все громче и четче, это мечта. В конце она звучит просто невыносимо, это горе.
Для людей очень часто невыносимо чужое счастье. Говорят ,что друг познается в беде. Однако, я считаю, что друг это тот, кто будет радоваться за тебя. Таких людей не так уж и много, тех, кто может быть счастлив за других. Кино почувствовал это на себе. Все вокруг стали завидовать его счастью, его мечтам, его свободе.
Возможно, если бы он разрешил Хуане выбросить жемчужину, их жизнь еще смогла бы быть прежней. Но для кино она стала всем: надеждой, метой, светом, его жизнью. Он поверил в себя, что сможет выдержать давление всего мира и попытался ему противостоять. Он храбрый и смелый и возможно, в его душе еще зазвучит музыка семьи и надежды.