Ошибки при составлении бизнес-плана
Подготовка профессионального бизнес-плана кажется довольно простой задачей. Никто не знает бизнес так хорошо, как его владелец. Фактически, подготовка документа, который убедит инвесторов в заинтересованности в конкретном проекте, может вызвать множество проблем. Использование помощи специализированных внешних структур в этом вопросе требует значительных финансовых затрат, и не каждая компания может решиться на такой шаг.
К счастью, с помощью бухгалтеров, менеджеров и финансовых директоров вы справитесь с этой задачей самостоятельно. Достаточно избежать элементарных ошибок при составлении бизнес-плана.
Мы представляем несколько советов, которые можно использовать сегодня, чтобы ошибка, допущенная при написании бизнес-плана, не обошлась впоследствии в целое состояние.
Один бизнес-план - три версии
Профессионалы советуют начинать составление идеального бизнес-плана с подготовки трех вариантов такого документа. Первый представляет возможности компании оптимистично, второй - реальную картину, а третий - пессимистично. Такое утверждение позволяет правильно оценить шансы компании, сделать выводы и создать реальные решения. Этот метод особенно подходит для крупных проектов.
Объемность - не всегда удача
Стоит понимать, что комплексный, подробный и высокопрофессиональный бизнес-план не всегда бывает успешным. Иногда дюжина или около того конкретных предложений, написанных на листе бумаги, позволяет получить необходимые средства. Все дело в демонстрации опыта и заверении инвестора в том, что компания справится с новыми задачами.
10 главных ошибок при составлении бизнес-плана
Фактически, есть десять основных ошибок, связанных с подходом к проблеме, который компании допускают при построении бизнес-плана.
1/10 Нет бизнес-плана
Умышленный отказ от подготовки этого документа исключает шансы компании на получение средств.
2/10 Плохое видение и стратегия
Отсутствие у менеджмента базовых знаний о ценностях компании, ее видении или стратегии развития.
3/10 Дефицит в отношениях с клиентами
Не уделяет внимания контактам с покупателем.
4/10 Незнание рынка и конкуренции
Недостаток понимания рынка и конкуренции.
5/10 Игнорирование сильных и слабых сторон
Маргинализация возможностей, угроз и преимуществ предприятия.
6/10 Проблемы с финансовым анализом
Приравнивание прибыли к денежным средствам без учета текущих доходов и расходов.
7/10 Избегание управления рисками
Избегайте умеренного риска при принятии деловых решений.
8/10 Изолирующие рабочие
Недостаточная вовлеченность сотрудников в создание бизнес-плана.
9/10 Проблема со сменой руководства
Опасения руководства любых изменений, как внешних, так и внутренних.
10/10 Отсутствие мотивации сотрудников
Нет систематической и логичной концепции мотивации сотрудников.
Перечисленные выше ошибки относятся к общей концепции создания бизнес-плана и подготовки к нему. Важно отметить, что фиксация этих ошибок влияет на все последующие этапы создания документа.
Популярные ошибки на этапе составления бизнес-плана
Ошибки допускаются и на самом этапе создания документации. Часто они возникают из-за лени, спешки или пренебрежения угрозами. Чего следует избегать?
Поверхностный анализ рыночной среды;
Чрезмерная спешка и получение остаточной информации;
Слишком общее определение целей;
Непрозрачный план;
Мало детализированные маркетинговые мероприятия;
Несоответствие финансового плана материальному плану;
Чрезмерный оптимизм.
Необходимо помнить, что мелкие ошибки можно исправить на более поздних этапах, но это не значит, что на их месте не появятся новые. На каждом этапе создания и реализации бизнес-плана могут возникнуть сложности, которые сведут на нет шансы компании на успех. К самым серьезным относятся:
1. Формальные ошибки и нарушенная структура бизнес-плана.
Речь идет о явных диспропорциях в объеме и детализации отдельных глав. Часто компания сосредотачивается на технической стороне проекта и кратко описывает маркетинговую или финансовую сторону, или наоборот. В документе должно быть достаточно гармоничное разделение без четкой фокусировки на одной теме.
2. Чрезмерно жесткий характер плана крайне обескураживает инвесторов.
Он не оставляет места для возможных угроз, которые нельзя предвидеть. Такой бизнес-план представляет собой документ с высоким риском для многих кредиторов.
3. Неправильная формулировка предположений - одна из самых распространенных ошибок.
Обычно цели формулируются очень расплывчато, без иерархии или временных рамок. Как следствие, время реализации становится больше или становится невозможным.
4. Полное отсутствие реализма.
Эта ошибка приводит к потере доверия к компании. Инвесторы, которые не могут проверить данные, включенные в бизнес-план, начинают сомневаться в его надежности и целесообразности проекта.
5. Создание бизнес-плана, ориентированного исключительно на внешнюю аудиторию.
Подготовленный таким образом документ напоминает рекламную брошюру компании, а не профессиональный журнал, характеризующий сильные стороны данной компании.
6. Несоблюдение рамок соглашения о бизнес-плане.
Представление слишком обширных документов, написанных с использованием специального жаргона и не имеющих соответствующей информации, очень часто заканчивается неудачей. Инвесторы должны сначала понять представленные предположения.
Создание бизнес-плана - сложная задача для любой компании, которая берет на себя эту задачу самостоятельно. Иногда даже небольшая ошибка может свести на нет шансы компании на привлечение инвесторов. Поэтому все мероприятия, направленные на устранение ошибок при создании бизнес-плана, помогают подготовить идеальный документ и в них стоит потратить свое время.