Уверены, что знаете ответ на этот вопрос? Даже, если уверены, это не повод не кликнуть! Тем более читать совсем недолго: 40 прекрасных секунд и готово!
Всем привет! Статистика прошлого поста меня не очень-то и обрадовала, но вернуться на дзен и писать для души так приятно, что пока не буду отказывать себя в этом милом хобби. Из названия вы уже поняли о чем я буду сегодня рассуждать, так что без промедлений начнем!
Чем мерить?
Нравится/не нравится, хорошо/плохо — вещи очень субъективные. Покажи современным подросткам советские фильмы, и они покрутят пальцем у виска, но от очередного изделия от Марвел будут в восторге. Но не будем же мы исходя из этого клеймить советский кинематограф?
Есть и другое мерило качества. Любое хорошее произведение искусства(а кино считается искусством) с лёгкостью проходит проверку временем. Шекспир жил столетия назад, но его помнят. Гомер так вообще творил несколько тысячелетий назад, но о его Илиаде и Одиссее мы знаем до сих пор.
Но прошли ли такую проверку временем советские фильмы? Люди постарше уверенно воскликнут, что да и с удовольствием вспомнят фильмы детства. Вот только фильмы у всех будут разные. В зависимости от возраста. Кто-то будет припоминать комедии Гайдая, а кто-то фильмы условного Эйзенштейна (если такие ещё живы), но не более.
Можно сколько угодно тешить себя иллюзиями, но следующее поколение будет вспоминать о советском кинематографе только, если будет учится в киношколе. Проверку временем эти фильмы не прошли.
И на этом можно было бы закончить, но...
Западные фильмы точно также не проходят эту проверку. Совсем недавно я смотрел комедию конца девяностых, которая считается культовой. Это было отвратительно скучно. Про фильмы 60-х годов и ранее я даже говорить не хочу.
Да, в ХХ веке в Голливуде снимали много хорошего кино, о котором принято восторженно говорить, но кроме кучки киноманов мало кто серьезно берется за просмотр таких фильмов.
И мне кажется, что проблема тут вот в чем: кино слишком молодой жанр. Его каноны только формируются, а законы только оттачиваются. Про техническую часть вообще молчу. Сейчас попросту не существует фильмов, которые станут популярными на века. Это, кстати, отчасти объясняет любовь киноделов к ремейкам. Все равно старое смотреть не будут.
Так хорошо или плохо?
На самом деле этот вопрос изначально не имеет смысла. Приведу пример: у вас есть мешок яблок. В нем есть много вкусных и спелых яблок, а есть подгнившие. Как вы охарактеризуете этот мешок яблок. Он плохой или хороший? Да никак. Нужно смотреть на каждое яблоко отдельно и давать ему оценку.
Впрочем, я могу с уверенностью сказать, что фильмы, которые помнят до сих пор, и фильмы, по которым учатся режиссеры точно не могут быть плохими. Пусть они и не прошли проверку временем для массового зрителя, но если фильм помнят спустя 40-50 лет хотя бы кучка ценителей, этот фильм точно не будет плохим.
К тому же не будем забывать, что именно в советском кинематографе были заложены основы киноязыка, которые успешно применяются и по сей день. Если бы не было Кулешова, не было бы и Хичкока. А без Хичкока западный кинематограф был гораздо скуднее, чем он есть сейчас.
Культурное пространство, несмотря на железные занавесы и препоны от государства, остаётся общим для всех людей. И как бы крепки не были замки, по-настоящему великая вещь преодолеет их и окажет влияние на культуру. Советский кинематограф такое влияние оказал, а значит советское кино было великим, независимо от отношения людей к режиму, который существовал.
Вердикт таков: в кинематографе СССР наверняка была куча паршивых фильмов, но те хорошие, что были, оказали влияние на кинематограф, которое сложно переоценить.
А на этом у меня все! Скорее ставьте лайки и подписывайтесь на канал, дабы вернуть ему прежнее величие и наполнить мой карман звонкой монетой (ох знали бы вы, как приятно просыпаться с утра и видеть баланс 2000+ рублей, хорошее настроение на весь день обеспечено). Всем пока!