Найти тему

«Ненависть» ослепляет

Ещё один фильм, блеснувший в августовском прокате. «Ненависть» Матьё Кассовица с молодым Венсаном Касселем вышла в 1995 году, но до сих не утратила актуальности. Здесь можно добавить: к сожалению. Фильм рассказывает о разрушительной силе ненависти, в основе которой лежат социальные, расовые и политические конфликты.

ДЕНИС КРЮКОВ

 Кадр из фильма «Ненависть» Фильм начинается с новостной хроники. Нам показывают массовые протесты в пригороде Парижа: столкновения с полицией, уличная война и вандализм всю ночь до самого утра. Всё то, что мы могли видеть в разное время в реальных новостях из разных стран. На всё это наложен умиротворяющий регги Боба Марли. Умиротворяющий — если не вслушиваться в текст, где поётся о жизни в гетто, бесправии и уличном бунте. «Burnin’ and a-lootin’ tonight» — «жечь и грабить этой ночью». Т.е. то, чем занимался главный герой Винс (Венсан Кассель) во время упомянутых уличных беспорядков. Но приключения Винса остаются за кадром, а в кадре мы видим, как три друга из гетто встречаются после событий этой бурной ночи.
Кадр из фильма «Ненависть» Фильм начинается с новостной хроники. Нам показывают массовые протесты в пригороде Парижа: столкновения с полицией, уличная война и вандализм всю ночь до самого утра. Всё то, что мы могли видеть в разное время в реальных новостях из разных стран. На всё это наложен умиротворяющий регги Боба Марли. Умиротворяющий — если не вслушиваться в текст, где поётся о жизни в гетто, бесправии и уличном бунте. «Burnin’ and a-lootin’ tonight» — «жечь и грабить этой ночью». Т.е. то, чем занимался главный герой Винс (Венсан Кассель) во время упомянутых уличных беспорядков. Но приключения Винса остаются за кадром, а в кадре мы видим, как три друга из гетто встречаются после событий этой бурной ночи.

Кассовиц намеренно подчёркивает, что его фильм о бедных представителях нацменьшинств: Винс — еврей, Саид — араб, Юбер — афрофранцуз (его играет актёр бенинского происхождения). При этом Винс участвовал в погромах, Саид благоразумно отсиделся дома, а Юбер какое-то время назад ушёл в спорт и больше не заинтересован в уличной борьбе (однако именно он пострадал больше всего — его боксёрский зал спалили протестующие). Причина протестов узнаваема до боли: комиссар полиции жестоко избил подростка из пригорода, который теперь может умереть в больнице. Вся троица встревожена этой трагедией, ведь пострадавший — такой же обычный парень, как и они. Но больше остальных возбуждён Винс, лично знакомый с жертвой. К тому же Винс нашёл на улице полицейский револьвер и теперь думает о мести.

«Ненависть» — один день из жизни трёх друзей, чья судьба неумолимо меняется из-за насилия. Особенно хорошо здесь показана жизнь молодёжи в бедных кварталах, уличные тусовки и перепалки с полицией. Время от времени в кадре мелькают образы, подчёркивающие безысходность местного существования. Например, появляется фрагмент «Сотворения Адама», о котором мы говорили совсем недавно в связи с фильмом «Аннетт».

  Кадр из фильма «Ненависть»
Кадр из фильма «Ненависть»

Во фреске Микеланджело важно, что Адам и Бог не касаются друг друга, потому что Бог для человека в каком-то смысле недостижим. В «Ненависти» это можно понимать как невозможность обычного человека вырваться из удушающей действительности. В фильме это отлично показано на примере Юбера, который бросил воровство, чтобы начать новую жизнь, но ряд трагических обстоятельств мешает его планам.

 Кадр из фильма «Ненависть»
Кадр из фильма «Ненависть»

В другом эпизоде мы видим, как главные герои отдыхают на детской площадке. Вроде бы обычный, ничем не примечательный эпизод, но: а) головы главных героев опущены, словно они уже сдались и обречены, б) бегемот на заднем плане выглядит довольно устрашающе — того и гляди проглотит всю компанию. Угрожающие ассоциации неслучайны, поскольку бегемот — существо мифологическое, издревле пугавшее людей. Например, в средневековом трактате «Молот ведьм» Behemoth упоминался как одно из имён дьявола: «…Behemoth, т.е. зверь, т.к. он даёт людям звериные наклонности».

Собственно, эти «звериные наклонности» главные герои демонстрируют тут же, не отходя от площадки. Но в этом эпизоде их можно отчасти понять. «Приличные люди» из других районов с ходу относятся к ним как к хулиганам, так что их ответная агрессия — это защитная реакция вперемешку с обидой. Даже желание Винса убить полицейского в качестве мести за друга — это защитная реакция. Да, сначала он говорит: «…чтобы они знали, что мы не будем подставлять другую щёку!». Но ближе к концу фильма он же признаётся: «Я чувствую себя как муравей, потерявшийся в космосе». За внешней «крутостью» здесь прячется уязвимый и хрупкий человек.

Интересно, что эти детали — фрагмент «Сотворения Адама» + демонический бегемот, перед которым люди склонили головы — лично мною были замечены лишь при четвёртом просмотре фильма. В общем, это наглядный пример, зачем стоит пересматривать те или иные картины. В хорошем кино с каждым просмотром открываются новые смыслы. В теории это звучит очень банально и очевидно, но на практике может по-настоящему удивлять.

  Кадр из фильма «Ненависть»
Кадр из фильма «Ненависть»

Да, многое в «Ненависти» кричит о крушении старого мира. Характерен эпизод, где один из обитателей гетто решает «раскачать» район музыкой. Он выставляет в открытое окно большую колонку и смешивает классическую песню Эдит Пиаф "Non, je ne regrette rien" с жёстким политизированным рэпом. Эти две песни — как два совершенно разных мира: первый — старый, спокойный, уютный, второй — новый, беспокойный, готовый к вызову и бунту. И в этот момент камера летит над городом, показывая, какой охват у этой музыки. Пожалуй, в этом эпизоде мы видим убедительную метафору и современной мультикультурной Франции, да и не только Франции.

А если вы грустите об уходящем лете и заодно хотите сильнее погрузиться в тему, то посмотрите/пересмотрите «Делай как надо» Спайка Ли. С одной стороны, это по-настоящему жаркое летнее кино, а с другой — ещё одна история о беспорядках в связи с расовой неприязнью и полицейским насилием. Действие происходит в 1989 году в Бруклине: другая страна, другие люди, но человеческая природа одна и та же. Персонажи не могут ужиться даже в рамках одной улицы и готовы вцепиться друг в друга из-за сущей мелочи. Здесь Спайк Ли мастерски показывает такой как бы «спящий расизм», когда люди просто смотрят друг на друга, но всё понятно без слов. В одном из эпизодов три афроамериканца отдыхают на фоне отчётливо красной (цвет крови) кирпичной стены. Мимо медленно проезжает полицейский автомобиль с двумя патрульными — белым и латиноамериканцем. Отдыхающие и проезжающие сверлят друг друга взглядами, а затем один из полицейских бросает в сторону: «Что за отребье». И здесь же в финальных титрах есть важные слова: «Старый закон "глаз за глаз" делает всех слепыми». При этом «Делай как надо» хранит в себе дух 80-х и похож на фильм из другого времени. В нём ещё есть своеобразный уют, а также место для самопожертвования и любви. «Ненависть» уже несёт в себе бескомпромиссность 90-х. Кажется, что в 90-е само это чувство обострилось и стало совсем холодным. И если Спайк Ли как бы говорит зрителю: «Остановитесь, иначе скоро будет совсем плохо!», то Матьё Кассовиц предупреждает в последний раз: «Всё уже совсем плохо, остановитесь немедленно!».

При этом в «Ненависти» есть прямая цитата из «Таксиста». Винс вслед за легендарным Трэвисом репетирует «крутость» перед зеркалом, угрожая собственному отражению.

 Кадр из фильма «Таксист»   Кадр из фильма «Ненависть»
Кадр из фильма «Таксист»  Кадр из фильма «Ненависть»

Но, в отличие от Трэвиса, Винс не планирует бороться со злом, потому что сам уже почти стал этим злом. Но «почти» — здесь ключевое слово. Наверное, на этом моменте кто-то может спросить: «А зачем вообще смотреть такой фильм, где нет ничего, кроме ненависти?». Ответ простой: это очень точное и качественное кино. Но если вам этого не достаточно, то есть ещё один ответ: всё-таки тут присутствует не только ненависть. Прошу прощения за спойлер, но даже в этом кромешном мраке кое-кто из главных героев всё-таки понимает, что ненависть — тупиковый вариант. Это запоздалое понимание не спасает персонажа, но цель — не в спасении персонажей, а в спасении зрителей.

Действие фильма разворачивается не только в пригороде. Часть истории проходит в самом Париже. Разумеется, туристической романтикой тут и не пахнет. Нам показывают «другой Париж» — неприветливые улицы с полицейскими и скинхедами. Главные герои опаздывают на поезд и на всю ночь застревают в этом мрачном месте. Кассовиц превращает «город мечты» в тёмную территорию, с которой трудно убежать. Тут «Ненависть» неожиданно перекликается с «Воинами» Уолтера Хилла, где подобной территорией становился Нью-Йорк. Правда, там, где у Хилла был гротеск, у Кассовица по-прежнему суровый реализм, хоть и с щепоткой чуда (об этом есть отдельный эпизод с Эйфелевой башней). При этом в парижской части фильма юмора больше, чем в пригородной. Словно в трущобах нет места для шуток, а в самом городе — можно и пошутить.

Хотя какие тут шутки. В какой-то момент «Ненависть» становится созвучна и нынешним тяжёлым временам. Так, в какой-то момент Юбер говорит Винсу: «Ты знаешь историю про парня, который упал с небоскрёба? Пролетая очередной этаж, он успокаивает себя: "Пока всё хорошо, всё хорошо". Сейчас весь мир летит и говорит: "Всё хорошо"». Однако именно такой фразой и хочется закончить эту рецензию: пусть всё будет хорошо. Несмотря ни на что.