В течение около 1,5 лет проблема с автомашинами, приобретёнными в Армении, была довольно острой. Собственникам такой автотранспорт обошёлся дешевле, чем если бы они покупали его на внутреннем рынке. Дело в том, что владельцам не приходилось уплачивать таможенные сборы. А бонусом стали лихие покатушки без штрафных санкций. И наконец-то власти решили навести порядок.
Оказывается, что особо продуманных автомобилистов достаточно много и всё время они надеялись, что вопрос разрешится в судебном порядке либо при содействии депутатского корпуса. Сыпались даже обещания, что всё наладится, и люди охотно в это верили. А времени у хозяев таких автомобилей оставалось всё меньше.
А в связи с чем загорелся сыр-бор? В Армении действовали более низкие тарифы, чем в остальной зоне ЕАЭС. Ввозить автотехнику с армянскими номерными знаками в другие государства можно было при условии заполнения декларации и уплате разницы сумм пошлин на таможне. Армянская сторона не мешала вывозу тачек, т.к. её не интересовали чужие налоги.
На российской границе повод для ареста отсутствовал, поскольку таможенникам демонстрировали прописки и другие хитрости предприимчивых реализаторов. Ясно, что схема пропахла сомнительностью и незаконностью. Следовательно, рано или поздно она бы перестала работать.
Итак, по всей стране автоинспектора начали задерживать подобные машины. Порой к делу привлекались ребята с таможни. Массово открывались административные производства. Попадалась даже уголовка – за игнорирование таможенных выплат.
Если протоколы работников ДПС в некоторых случаях удавалось оспорить в судебном зале, то на победу над таможенниками рассчитывать не приходилось. Как грибы после дождя повылазили юристы, которые на волне хайпа обещали победить таможенников и вернуть автомашины. По итогу адвокаты проиграли, хотя, впрочем, они знали, что брались за заведомо бесперспективные дела. Зато сколько денег правоведы на них заработали!
Владельцы сомнительного автотранспорта по-разному пытались выпутаться из паутины своей же жадности. Одни «поднимали депутатскую волну», естественно, со сбором пожертвований на это мероприятие. Другие создавали видеообращения с печальными лицами. А третьи – наиболее предусмотрительные – доплачивали недостающую сумму либо отправляли автомобиль на реэкспорт.
Костёр надежды был окончательно потушен правительством. Первую инициативу проявил Минфин. Его руководитель чётко дал понять хитрецам, применившим схему, что за свой поступок нужно будет отвечать перед законом. И если его условия не соблюдены, то нарушитель будет привлечён к ответственности по административке, уголовке и фискалке.
Пожалуй, среди читателей найдутся такие, которые заявят о неподъёмном оброке и потребности многодетных семейств в такой автотехнике. Но почему представители этой категории населения не хотят жить в рамках своих возможностей? Если ты можешь обеспечить семью, например, из двух детей, так зачем ты её продолжаешь расширять? Хотя об этом стоит спросить не только собственников армянских тачек, но и многих других россиян.
Инициативу Минфина подхватил Верховный Суд, вставший на сторону гаишников, составлявших протоколы по ст. 12.3 КоАП. Т.е. инспекторы ГИБДД задерживали автомобили, потому что у них отсутствовали бумаги, подтверждающие их легальное нахождение в стране.
Участники араводского комьюнити считали, что закинутый в интернет вердикт Верховного Суда дал старт карательным мерам со стороны властных органов. Ситуация выглядела печальной – хитрые автовладельцы продолжали верить ещё более хитрым адвокатам вместо того, чтобы направлять иски продавцам, обещавшим, что всё будет хорошо.
На что рассчитывать гражданам, оказавшимся в подобной ситуации? Наверное, машины начнут конфисковывать. Кто этим займётся? Сотрудники ГАИ и таможни. Возможно, выгоднее сказать прощай движимому имуществу, чем обременять себя таможенными платежами, которые могут превысить цену этой автомашины.
Примечательно, что общий ущерб от отсутствия денежного сбора – порядка 300 млрд. руб. Почему столько? Ну, араводы заявляют о 300 тыс. транспортных средств. А средний налог на одну такую машину – 1 млн. руб. Если умножить количество тачек на размер пошлины, то получим вышеназванную сумму в миллиардах. А ведь она могла оказаться в госказне. Так что борьба с таким автомобилями будет жёсткой – против них применят арест, а их хозяевам выпишут счёт.
Это, кстати, не первая схема, которую использовали особо продуманные граждане. Подобная картина наблюдалась с прибалтийскими и белорусскими автономерами. Есть ещё абхазская схема, но ей уже недолго осталось жить. Я рекомендую соотечественникам жить в границах своих возможностей и не пытаться сэкономить там, где это практически невозможно. Прежде чем ввязываться в денежную авантюру, хорошо подумайте, сможете ли вы обхитрить государство, которое всегда находится на несколько шагов впереди вас?