… Генетика уже сейчас находится на таком уровне, что человек способен вывести породу собак, обладающих разумом. Но он никогда этого не сделает, так как побоится ответственности перед новым разумным видом. Он должен будет держать ответ за века эксплуатации и жестокого обращения с ними. Никто не готов к этому …
Ваню до глубины души поразило прочитанное.
- Неужели такое возможно? Разумные собаки … мыслящие, думающие, совсем, как люди! Вот, вот оно, дело всей моей жизни. Мое призвание! Я выведу их …
Ваня размечтался, сердце бешено колотилось в груди. Он с трудом уснул – только под утро.
Но утром встал, на удивление, бодрым. Сегодня он составит план всей своей жизни. И надо посоветоваться с Татьяной Гурьевной – его любимым учителем биологии и классным руководителем.
Однако утром произошло некоторое событие в живом уголке. Умер филин. Татьяна Гурьевна этого ожидала – они подобрали птицу в очень плохом состоянии, днем, в придорожной канаве. Что с ним случилось – никто не знает. Учительница считала, что птица была больна изначально, и ожидала такого исхода.
Она оставила Ваню после уроков, чтобы сделать чучело. Этим они и занимались, и было не до разговоров. Но под конец Ваня все же решился:
- Татьяна Гурьевна, я хотел бы спросить у Вас … спросить …
Ваня замялся, нужных слов не находилось.
- Расскажи по-порядку, связно, что такого произошло, и какие вопросы возникли? – направила его мысли учительница.
- Я лучше покажу … вот! – и Ваня достал книгу английского генетика. Затем сбивчиво начал рассказывать о том, что он вырастет, и обязательно выведет породу собак, обладающих человеческим разумом!
Татьяна Гурьевна слушала, не перебивая. Внимательно рассмотрела книгу. Да, она слышала про Добба, … но даже им, студентам биофака, не рекомендовалось знакомиться с его работами!
В душу Татьяны закрался холодок. Появился страх за этого ребенка, задумавшего такое!
- Надо его остановить … отвлечь другими делами. Это … это до добра не доведет! Впрочем, ему всего 12 лет. Может быть, подростковое увлечение, само пройдет. Хорошо бы!
Но молодая учительница в последнее не верила – слишком хорошо она знала, каким целеустремленным был ученик Ваня Смирнов.
Женщина ответила осторожно, тщательно подбирая слова:
- Ваня, я не думаю, что это возможно. Ведь эволюция – очень медленный процесс. Становление человека разумного заняло сотни тысяч лет. … А собаки – они существуют еще дольше, но не стали разумными. Это тупиковая ветвь эволюции …
«А мы не Боги» - чуть не сорвалось с языка, но Татьяна вовремя остановилась, оборвала фразу – Бога поминать в те времена считалось дурным тоном. Тем более, учителю, прослушавшему курс научного атеизма.
Секунду подумав, она продолжила говорить:
- И еще. Никому не показывай эту книгу и не говори, что читаешь ее. И о своей мечте – тоже ни одной живой душе. Пусть это будет нашей тайной – твоей и моей.
- Конечно, Татьяна Гурьевна! – радостно согласился Иван, ведь подростки обожают тайны!
И он отправился в детский сад, забирать сестру.
Ваня планировал сначала заняться дрессировкой своего маленького Чапа. А также найти и прочитать все, что только сможет, о собаках.
Собак в Кострове в то время было много, преимущественно, дворняжек. Жили они на улице, жили во дворах у хозяев. Многие просто сидели на цепи у своих будок. В квартирах, в комнатах, собак не держали почти никогда. Так, у Вани была лишь одна знакомая дама, имеющая настоящую, белоснежную болонку, живущую на отапливаемых квадратных метрах.
Собака казалась настоящим чудом, а даму считали несколько блаженной.
В продаже не было кормов для животных – питались они, и собаки, и кошки, с хозяйского стола. И косточка из супа была лучшей наградой.
В крупных городах существовали клубы служебного собаководства. Вот там были великолепные овчарки, доги, доберманы, терьеры! Их любили, обучали и холили. Ставили на довольствие. Но в Кострове ничего такого не было и в помине.
… Ваня, окрыленный своей мечтой, слишком быстро тащил сестру за руку. Сашенька начала хныкать, пришлось сбавить темп. Потом мама отправила в магазин за хлебом и сахаром. Потом пришлось делать уроки.
Занятия с Чапом пришлось отложить на потом. Зато он придумал, что делать! Ну, основные команды – «сидеть», «лежать», «стоять» - это само собой. Но он займется с Чапом математикой! Которая ум и логику развивает!
... Засыпая, Ваня улыбался, и вспоминал, как он нашел маленького Чапа …