Социальная инфраструктура является неотъемлемой частью современной национальной экономики. Развитие социальной инфраструктуры подразумевает под собой стабильное улучшение жизнедеятельности населения и направлено на дальнейшее ее поддержание на качественно высоком уровне. Изучаемый вид инфраструктуры осуществляет непосредственное влияние на дальнейшее воспроизводство трудовых ресурсов, которые в свою очередь выступают основной компонентой национальной экономики. Социальная инфраструктура направлена на формирование условий для физического и интеллектуального развития граждан (индивидов), которые в дальнейшем будут владеть всеми необходимыми качествами для решения общественной проблематики.
Для бесперебойной работы механизмов социального обустройства следует систематизировать понятийный аппарат, который будет затрагивать классификацию составных элементов социальной инфраструктуры и особенности ее функционирования.
Под социальной инфраструктурой принято понимать комплекс функциональных объектов, обеспечивающих комфортную жизнедеятельность населения в каждом конкретном регионе, путем предоставления совокупности следующих услуг: жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, образования, здравоохранения, культуры, спорта и др. [1].
Социальная инфраструктура является достаточно специфичной системой, которая по своей природе многогранна и состоит из большого количества уровней. Следует отметить, что данная система склонна к постоянным изменениям и развитию, в соответствии с чем, существует многообразие критериев ее классификаций. В силу своей изменчивости социальная инфраструктура рассматривается с точки зрения возникших, в определенные временные рамки, проблем. Следовательно, меняются и цели и объекты исследования, влияющие на детализацию изучения социальной инфраструктуры.
Все процессы функционирования социальной инфраструктуры выполняются при помощи следующих субъектов:
- государство, как регулирующий и контролирующий орган;
- государственные предприятия;
- население в виде производителя благ, и в то же время их основного потребителя;
- частные предприятия, задействованные в процессе производства [3].
Удовлетворение индивида всеми социальными потребностями происходит посредством осуществления объектами социальной инфраструктуры следующих функций:
- формирование условий для прогрессирующих демографических сдвигов;
- воспроизводство высококвалифицированных рабочих кадров;
- рациональное распределение и обмен материальных благ;
- оказание всевозможных потребительских услуг;
- качественное оказание медицинских услуг;
- формирование здорового образа жизни у населения;
- охрана населения и общественного порядка;
- формирование общественного сознания и научного мировоззрения;
- обеспечение научной деятельности;
- информационно-консультативное обслуживание;
- поддержка социально незащищенным группам населения;
- культурное развитие [2].
Исходя из выявленных функций социальной инфраструктуры, принято выделять следующие элементы:
- жилищное хозяйство (жилищный фонд муниципального образования, предприятия, созданные для его обслуживания, содержания, эксплуатации и ремонта, организации, необходимые для управления этой деятельностью);
- системы ресурсообеспечения (питьевая холодная вода, горячая вода, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, содержание жилого фонда, уборка прилегающей территории);
- общегородское коммунальное хозяйство (санитарная очистка, дорожно-мостовое хозяйство, ландшафтное озеленение и тд.);
- общественный, городской транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи, метрополитен, городские железные дороги, речные суда, монорельсовые дороги, порты и т. п.);
- образование (детские сады, школы, техникумы, колледжи, высшие учебные заведения, послевузовское профессиональное образование, библиотеки и др.);
- здравоохранение (больницы, поликлиники, лаборатории, учреждения скорой и неотложной помощи, фармацевтические учреждения, хосписы и др.);
- объекты природной и культурно-исторической рекреации (санатории, парки, скверы, рыболовные базы, детские площадки, спортивные секции и площадки, музеи, театры, памятники архитектуры, зоопарки и др.).
В целом, опираясь на наличие и качество перечисленных категорий общественных благ, можно судить об эффективности функционирования социальной инфраструктуры в рамках исследуемой территории. Степень удовлетворенности потребностей населения возможно выявить посредством социологического анализа.
Система индикаторов, фиксирующих эффективность деятельности социальной инфраструктуры, может быть представлена следующими показателями:
- потенциал отрасли (обеспеченность кадрами различных отраслей социальной направленности, количественные и качественные характеристики результатов образовательной деятельности, состояние здоровья граждан, жилищного обеспечения, социальной защиты, социального обслуживания и т.п.);
- субъективную оценку степени удовлетворенности потребностей отдельных граждан, социальных групп в жилье, медицинском и бытовом обслуживании, образовании, культурно-духовном общении, политическом участии;
- соотношение платности и бесплатности социальных услуг, государственной и частной принадлежности производящих их предприятий, степень доступности платных услуг различным группам и слоям населения.
Следует понимать, что в основе системы оценки функционирования инфраструктуры по предложенным показателям, так или иначе будут заложены ценностные ориентации индивидов или социальных групп. Ценностные ориентации формируются в ходе социальных изменений и устанавливаются на протяжении всего жизненного опыта. Система ценностных ориентаций состоит из рациональных, эмоциональных и поведенческих компонент, вершину которой возглавляют ценности, приближенные к идеальным.
Как и любой другой процесс, функционирование социальной инфраструктуры характеризуется пространственной протяженностью и непрерывностью, и пересекаясь со сформированными ранее функциями, должно следовать двум основным целям:
- создание максимально комфортных условий, соответствующим требованиям извне для формирования перспективной положительной динамики общественных процессов;
- создание максимально комфортных условий для воспроизводства рабочей силы.
Для более развернутого анализа вышеперечисленных элементов социальной инфраструктуры, рассмотрим несколько признаков ее дифференциации.
При отраслевом подходе к классификации, возможно деление социальной инфраструктуры на социальную инфраструктуру машиностроения, рекреации, сельского хозяйства, промышленности и др.
По уровню хозяйствования социальную инфраструктуру разделяют на макро-, микро-, мезо-, нано- экономические уровни.
При территориально-пространственном подходе распространено деление на международную, национальную, региональную, городскую, сельскую и др. инфраструктуру.
Классификация по действующим субъектам подразумевает под собой государственную и муниципальную инфраструктуру, в виде различных предприятий и организаций, а также инфраструктуру домашних хозяйств.
На современном этапе развития индустриальных и постиндустриальных стран социальную инфраструктуру делят на: жесткую и мягкую, в зависимости от назначения.
Под жесткой инфраструктурой понимается физическая ресурсная сеть, включающая в себя транспорт, дороги, связь, газо-, электро-, водоснабжение и др., которая обеспечивает беспрерывное функционирование современного развитого государства.
Под мягкой инфраструктурой, в свою очередь, подразумеваются все те учреждения, которые необходимы для экономического, медицинского, научного, культурного, социального развития [4].
Так как социальная инфраструктура изменчива и динамична, необходимо все составляющие элементы подразделять по степени их зрелости на: развивающиеся, развитые, «угасающие» элементы [5].
Также возможно деление социальной инфраструктуры по уровню развития. Так выделяют отстающую или запоздавшую и новую формирующуюся инфраструктуру.
Однако, благодаря представленной классификации невозможно охватить всевозможные признаки деления системы, так как в силу своей комплексности и актуальности социальная инфраструктура порождает введение в научный оборот новых структурных элементов, влекущих за собой многообразие подходов к классификации. Отдельно существующие элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы.
Только при целостном подходе можно говорить о социальной инфраструктуре как об одном из важнейших факторов эффективного развития современного государства, который обеспечивает благоприятные условия жизни населения.
Список литературы
1. Сычева И. В., Сычева Н. А. Исследование содержания категории «Социальная инфраструктура» // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2012. №2-1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-soderzhaniya-kategorii-sotsialnaya-infrastruktura (дата обращения: 18.02.2021).
2. Зверев А. В. Систематизация и классификация социальной инфраструктуры // Пространство экономики. 2011. №2-2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistematizatsiya-i-klassifikatsiya-sotsialnoy-infrastruktury (дата обращения: 18.02.2021).
3. Попов Е.В., Кац И.С., Веретенникова А.Ю. Доступность социальной инфраструктуры городских территорий // Региональная экономика: теория и практика. 2016. №2 (425) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dostupnost-sotsialnoy-infrastruktury-gorodskih-territoriy (дата обращения: 18.02.2021).
4. Иванова Н.А. Классификация объектов региональной инфраструктуры // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2014. № 1. С. 38-43.
5. Тимофеева Г.В. Развитие интегральной инфраструктуры АПК России: тенденции и механизмы. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. С. 44.