Сразу после выхода с каникул ребёнок нуждается в помощи близких: их поддержке, заботе и внимании. Ведь это сложное для него время, сопряжённое с массой психологических, физиологических и социальных проблем.
Планирование распорядка дня
Дела школьника надо расписать так, чтобы он не бежал с одного занятия на другое, едва переведя дух. Ребёнок должен прийти домой, пообедать, час или полтора отдохнуть и после этого отправляться на дополнительные занятия. При этом у него должно оставаться время на выполнение домашних заданий, желательно днём, а также на творчество и игры.
В самом начале учебного года не рекомендуется привносить много изменений в жизнь школьника. Например, посещать новую студию стоит не ранее, чем по истечении первых 2-3 недель четверти. Какими бы позитивными ни были эти нововведения, они требуют расхода психической энергии на привыкание к ним.
Кроме того, стоит пересмотреть учебный график ребёнка. Современные школьники перегружены катастрофически. Разумеется, русский язык и математику из расписания не убрать, а вот дополнительной секцией или вторым иностранным языком вполне можно пожертвовать ради здоровья. Иначе от них всё равно будет мало пользы – при переутомлении дети просто физически не способны запоминать новое.
Младшим школьникам ежедневно положено проводить на воздухе 3,5 часа, ученикам средней школы - 2 часа, а старшеклассникам - 1,5 часа. Без игр на улице вообще нельзя говорить о нормальном развитии детей. [2]
Прогулка перед сном – самое подходящее время для разговора по душам, когда ребёнок не боится, что его будут за что-то ругать. Вначале учебного года важно очень тонко подойти к ситуации, выяснить, какие отношения с ребятами, как ведёт себя учительница в классе, как преподаватель реагирует в тех случаях, когда дети ведут себя хорошо или, наоборот, плохо. Необходимо уметь правильно делать выводы из разговора. Наблюдать за ребёнком надо не полчаса, а всю первую неделю или две.
Для нормального роста и сохранения работоспособности детей крайне важно правильное питание. Холин и лецитин – защитники, строители нервной системы. Продукты, богатые этими веществами, считаются «пищей мозга». Рыба, печень, яйца, молоко необходимы ребёнку. Покупка в аптеке соответствующих добавок и включение их в приготовляемые блюда может восполнить недостаток витаминов.
В рационе учащегося, наряду с полноценной нормальной белковой пищей, должен присутствовать такой элемент, как магний. Он содержится в орехах (в том числе, арахисе), семечках, какао, гречке, ржи, овсе и зародышах пшеницы, а также в бобовых, печёном картофеле, бананах, шпинате и другой зелени.
Часто проблемы с обучением возникают не потому, что школьник чего-то не понимает, а потому, что он не может заставить себя учиться. Если родители в этот период будут больше внимания уделять обучению и домашним заданиям, то ребёнок, привыкнув к контролю, быстрее войдёт в привычный режим.
Психологическая поддержка родителей
Во время учёбы, особенно в начале года, дома должна царить спокойная и доброжелательная атмосфера. Даже если оценки в начале четверти далеки от желаемых, ребёнка нужно чаще подбадривать, обращая внимание на его успехи, и утешать тем, что неразрешимых проблем не бывает. Важно объяснить ребёнку, что не надо бояться сложностей, страх нужно преодолеть.
Нельзя забывать про ласку. В ней нуждаются не только малыши, но и школьники средних классов, и даже подростки. Доказано, что дети, которых родители часто гладят по голове, обнимают, целуют, более оптимистичны, сообразительны, открыты в общении.
Перед сном рекомендуется посидеть с ребёнком рядом несколько минут, приласкать, почитать книжку, сказать пару добрых слов, пожелать спокойной ночи. Тогда даже трудный завтрашний школьный день пройдёт гораздо легче.
Доктор психологических наук, научный сотрудник Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Елена Дозорцева:
Младшие дети могут прямо сказать, что не хотят идти в школу. С ними надо поговорить, спросить, почему не хотят, ободрить, развеять какие-то страхи. Часто это может быть связанно с какими-то опасениями, и чем больше у ребёнка будет поддержки в этом смысле, тем лучше.
А тех, кому школа просто уже надоела и воспринимается как обязанность и обуза, их тоже нужно мотивировать в зависимости от интересов. Старшеклассники же сегодня немного другими вещами интересуются, поэтому им не так в школу хочется. С другой стороны, встретиться с друзьями, одноклассниками это всегда было радостно и приятно.
В общении и внимании со стороны родителей особенно нуждаются дети, учебный год которых только начался. Желательно проводить с ребёнком больше времени вечером – разговаривать, задавать вопросы о прошедшем дне, чтобы он чувствовал заинтересованность его жизнью.
Если мама и папа не хотят к подростковому возрасту растерять хорошие отношения с детьми, нужно постепенно приучать их к тому, что каждый из родителей ещё и друг. Тем более подростки больше опираются на мнение друзей, такова уж их психология.
Пусть ребёнок показывает родителям свои достижения и неудачи: тетради, дневник, рисунки, поделки. В начальной школе важно проверить выполнение всех домашних заданий: письменных и устных, даже если ребёнок посещает группу продлённого дня.
Бывает, что негатив ребёнка по отношению к школе связан не с успеваемостью, а с его взаимоотношениями в коллективе, с учителями или сверстниками. Родителям нужно поддерживать контакт с учителем в школе. Совместно с педагогом будет легче распознать такой негатив и помочь ребёнку справиться с проблемой.
Выстраивание межличностных отношений в школьном коллективе
Даже в самых дружных коллективах в первые дни после возвращения с каникул учащиеся заново выстраивают межличностные отношения, проходя от ощущения некой скованности в общении к свободе взаимодействия и появлению чувства принадлежности к классу.
Ученики 5-х и 10-х классов должны быть готовы к установлению новых взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Это связано со сменой классных руководителей и учителей-предметников, с проведением уроков в разных кабинетах, разнообразием форм учебных занятий. С появлением нового педагога дети сталкиваются с тем, что им приходится иметь дело с разными требованиями, заданиями, разным стилем преподавания и особенностями отношения учителей с учениками. Большое количество незнакомых учителей может создать стрессовую ситуацию для ученика. Когда школьник научится соблюдать эти требования, правильно их анализировать и преодолевать трудности, он овладеет максимальной степенью адаптации к новым условиям и взрослой жизни.
При переходе в старшую школу из класса уходят слабоуспевающие ученики. Если ребёнок средне проявлял себя ранее, он может перейти в ранг более слабых при переформировании. В итоге класс может оказаться совершенно другим по сравнению с тем, каким привык его видеть ученик.
Чтобы дети быстрее ощутили себя сплочённым коллективом, а не остались «чужими» друг другу, в первые дни после каникул необходимо больше внимания уделять совместным объединяющим мероприятиям. Походы, совместный выпуск газеты по летней тематике, создание символа класса, смешного фотоальбома первых дней в школе, заполнение шутливого паспорта класса и ведение летописи – помогут быстро сплотить детей.
Если вам понравилась наша статья, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!