Найти тему
Adept. Образование

Первые учебные будни и адаптация к ним

Оглавление
Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Сразу после выхода с каникул ребёнок нуждается в помощи близких: их поддержке, заботе и внимании. Ведь это сложное для него время, сопряжённое с массой психологических, физиологических и социальных проблем.

Планирование распорядка дня

Дела школьника надо расписать так, чтобы он не бежал с одного занятия на другое, едва переведя дух. Ребёнок должен прийти домой, пообедать, час или полтора отдохнуть и после этого отправляться на дополнительные занятия. При этом у него должно оставаться время на выполнение домашних заданий, желательно днём, а также на творчество и игры.

В самом начале учебного года не рекомендуется привносить много изменений в жизнь школьника. Например, посещать новую студию стоит не ранее, чем по истечении первых 2-3 недель четверти. Какими бы позитивными ни были эти нововведения, они требуют расхода психической энергии на привыкание к ним.

Кроме того, стоит пересмотреть учебный график ребёнка. Современные школьники перегружены катастрофически. Разумеется, русский язык и математику из расписания не убрать, а вот дополнительной секцией или вторым иностранным языком вполне можно пожертвовать ради здоровья. Иначе от них всё равно будет мало пользы – при переутомлении дети просто физически не способны запоминать новое.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Младшим школьникам ежедневно положено проводить на воздухе 3,5 часа, ученикам средней школы - 2 часа, а старшеклассникам - 1,5 часа. Без игр на улице вообще нельзя говорить о нормальном развитии детей. [2]

Прогулка перед сном – самое подходящее время для разговора по душам, когда ребёнок не боится, что его будут за что-то ругать. Вначале учебного года важно очень тонко подойти к ситуации, выяснить, какие отношения с ребятами, как ведёт себя учительница в классе, как преподаватель реагирует в тех случаях, когда дети ведут себя хорошо или, наоборот, плохо. Необходимо уметь правильно делать выводы из разговора. Наблюдать за ребёнком надо не полчаса, а всю первую неделю или две.

Для нормального роста и сохранения работоспособности детей крайне важно правильное питание. Холин и лецитин – защитники, строители нервной системы. Продукты, богатые этими веществами, считаются «пищей мозга». Рыба, печень, яйца, молоко необходимы ребёнку. Покупка в аптеке соответствующих добавок и включение их в приготовляемые блюда может восполнить недостаток витаминов.

В рационе учащегося, наряду с полноценной нормальной белковой пищей, должен присутствовать такой элемент, как магний. Он содержится в орехах (в том числе, арахисе), семечках, какао, гречке, ржи, овсе и зародышах пшеницы, а также в бобовых, печёном картофеле, бананах, шпинате и другой зелени.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Часто проблемы с обучением возникают не потому, что школьник чего-то не понимает, а потому, что он не может заставить себя учиться. Если родители в этот период будут больше внимания уделять обучению и домашним заданиям, то ребёнок, привыкнув к контролю, быстрее войдёт в привычный режим.

Психологическая поддержка родителей

Во время учёбы, особенно в начале года, дома должна царить спокойная и доброжелательная атмосфера. Даже если оценки в начале четверти далеки от желаемых, ребёнка нужно чаще подбадривать, обращая внимание на его успехи, и утешать тем, что неразрешимых проблем не бывает. Важно объяснить ребёнку, что не надо бояться сложностей, страх нужно преодолеть.

Нельзя забывать про ласку.  В ней нуждаются не только малыши, но и школьники средних классов, и даже подростки. Доказано, что дети, которых родители часто гладят по голове, обнимают, целуют, более оптимистичны, сообразительны, открыты в общении.

Перед сном рекомендуется посидеть с ребёнком рядом несколько минут, приласкать, почитать книжку, сказать пару добрых слов, пожелать спокойной ночи. Тогда даже трудный завтрашний школьный день пройдёт гораздо легче.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Доктор психологических наук, научный сотрудник Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Елена Дозорцева:

Младшие дети могут прямо сказать, что не хотят идти в школу. С ними надо поговорить, спросить, почему не хотят, ободрить, развеять какие-то страхи. Часто это может быть связанно с какими-то опасениями, и чем больше у ребёнка будет поддержки в этом смысле, тем лучше.
А тех, кому школа просто уже надоела и воспринимается как обязанность и обуза, их тоже нужно мотивировать в зависимости от интересов. Старшеклассники же сегодня немного другими вещами интересуются, поэтому им не так в школу хочется. С другой стороны, встретиться с друзьями, одноклассниками это всегда было радостно и приятно.

В общении и внимании со стороны родителей особенно нуждаются дети, учебный год которых только начался. Желательно проводить с ребёнком больше времени вечером – разговаривать, задавать вопросы о прошедшем дне, чтобы он чувствовал заинтересованность его жизнью.

Если мама и папа не хотят к подростковому возрасту растерять хорошие отношения с детьми, нужно постепенно приучать их к тому, что каждый из родителей ещё и друг. Тем более подростки больше опираются на мнение друзей, такова уж их психология.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Пусть ребёнок показывает родителям свои достижения и неудачи: тетради, дневник, рисунки, поделки. В начальной школе важно проверить выполнение всех домашних заданий: письменных и устных, даже если ребёнок посещает группу продлённого дня.

Бывает, что негатив ребёнка по отношению к школе связан не с успеваемостью, а с его взаимоотношениями в коллективе, с учителями или сверстниками. Родителям нужно поддерживать контакт с учителем в школе. Совместно с педагогом будет легче распознать такой негатив и помочь ребёнку справиться с проблемой.

Выстраивание межличностных отношений в школьном коллективе

Даже в самых дружных коллективах в первые дни после возвращения с каникул учащиеся заново выстраивают межличностные отношения, проходя от ощущения некой скованности в общении к свободе взаимодействия и появлению чувства принадлежности к классу.

Ученики 5-х и 10-х классов должны быть готовы к установлению новых взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Это связано со сменой классных руководителей и учителей-предметников, с проведением уроков в разных кабинетах, разнообразием форм учебных занятий. С появлением нового педагога дети сталкиваются с тем, что им приходится иметь дело с разными требованиями, заданиями, разным стилем преподавания и особенностями отношения учителей с учениками. Большое количество незнакомых учителей может создать стрессовую ситуацию для ученика. Когда школьник научится соблюдать эти требования, правильно их анализировать и преодолевать трудности, он овладеет максимальной степенью адаптации к новым условиям и взрослой жизни.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

При переходе в старшую школу из класса уходят слабоуспевающие ученики. Если ребёнок средне проявлял себя ранее, он может перейти в ранг более слабых при переформировании. В итоге класс может оказаться совершенно другим по сравнению с тем, каким привык его видеть ученик.

Чтобы дети быстрее ощутили себя сплочённым коллективом, а не остались «чужими» друг другу, в первые дни после каникул необходимо больше внимания уделять совместным объединяющим мероприятиям. Походы, совместный выпуск газеты по летней тематике, создание символа класса, смешного фотоальбома первых дней в школе, заполнение шутливого паспорта класса и ведение летописи – помогут быстро сплотить детей.

Если вам понравилась наша статья, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!