Ударная группа авианосцев HMS Queen Elizabeth не стала заходить в районы, которые могут спровоцировать Китай на ответные меры. Первого мая HMS Queen Elizabeth покинул Портсмут с тем, чтобы принять участие в учениях у побережья Шотландии, прежде чем отправиться в Индо-Тихоокеанский регион.
СЕУЛ – Визит британской ударной авианосной группы HMS Queen Elizabeth (CSG) на Корейский полуостров начался с малым шумом и большим хныканьем. В то время как Китай выступает в качестве глобального экономического двигателя, занятого восстановлением экономики мира после COVID-19 и отбрасывающего все более продолжительную тень на Восточную Азию, дипломатия британских канонерок в водах Восточной Азии стала в последнее время значительно более осторожной, чем в период средиземноморского и черноморского этапов ее развертывания.
И Лондон, и Сеул, похоже, более раздражают Пекин, чем их общий союзник Вашингтон, который на прошлой неделе направил два корабля через стратегический Тайваньский пролив к неудовольствию Пекина. На этом фоне Covid-19, возможно, стал спасением для обеих сторон. Запланированный заход в Южную Корею был отменен, а текущие учения проходят скромно. Что еще более необычно, ни подразделения США, входящие в состав CSG, ни американские подразделения, базирующиеся в Южной Корее, не принимают участия в учениях.
Brexit Britannia наращивает новые мускулы. Громкое путешествие авианосца HMS Queen Elizabeth, который покинул свою родную базу в мае, было воспринято в Великобритании как демонстрация всему миру военной мощи, стоящей за новой «глобальной Британией» после Брексита. «Присутствие британской ударной группы авианосцев в Индо-Тихоокеанском регионе является убедительной демонстрацией приверженности Великобритании к углублению дипломатических, экономических связей и связей в области безопасности в регионе», – заявило британское правительство.
Войдя в воды Индо-Тихоокеанского региона, CSG провела учения с военно-морскими силами Малайзии, Сингапура, Таиланда и США, а также посетила Гуам. Однако путешествие многонациональной флотилии под руководством Великобритании было омрачено массовым унижением западных вооруженных сил: падением Кабула перед талибами после 20-летнего конфликта.
CSG состоит из девяти кораблей, 32 самолетов и одной подводной лодки и укомплектована 3700 моряками, авиаторами и морскими пехотинцами. Военные корабли США и Голландии входят в группу сопровождения авианосца, а большая часть истребителей F35 на его палубе пилотируется американскими летчиками. Подчинение американских активов британскому командованию предполагает как политическое одобрение США, так и тесную тактическую совместимость.
65000-тонный авианосец Queen Elizabeth с обычными двигателями не такой большой, крутой и волосатый, как 100000-тонный авианосец класса Джеральд Форд с ядерным двигателем ВМС США. Тем не менее, будучи жемчужиной Королевского флота, военный корабль стоимостью 3 миллиарда фунтов стерлингов демонстрирует передовые возможности воздушной и морской проекции британской военной мощи. И она, безусловно, заполнила брешь в безденежных британских войсках. До круиза 2021-го года Королевский флот с 2014-го года не работал с авианосцами – главной игрушкой адмиралов.
Тыкать медведя, уклоняясь от дракона. В Средиземном море CSG нанесла авиаудары по «Исламскому государству» в Ираке и Сирии. В Черном море британский эсминец из группы провел учения по свободе плавания, или FONOP – плавание в пределах 12 морских миль от спорной территории – у берегов удерживаемого Россией Крыма.
CSG ведет себя более осмотрительно в водах Восточной Азии. Учитывая возможности Китая – Пекин контролирует острова в Южно-Китайском море, оснащенные оружием, и разместил там два авианосца, а третий находится в стадии строительства – и это выглядит разумным. Сразу после того, как CSG вошла в Южно-Китайское море, государственный таблоид Global Times – СМИ, известное своей редакционной позицией, – предупредил: – «Мы советуем союзникам США быть особенно осторожными, им нужно прямо сказать, что если их военные корабли будут вести себя так же, как американские военные в Южно-Китайском море, они, скорее всего, станут примером того, как Китай защищает свой суверенитет и территориальную целостность – просто как гласит популярная китайская фраза: – «Казнить одного как предупреждение сотне».
Ни королева Елизавета, ни ее подразделения не проводили FONOP у вооруженных островов Китая в «зоне воспламенения» Южно-Китайского моря. Они также не пересекли Тайваньский пролив, который Пекин считает особенно уязвимым. USS America провел историческую двустороннюю заправку топливом в море с эсминцем британского королевского флота HMS Defender во время боевых действий с элементами ударной группы авианосца HMS Queen Elizabeth в Филиппинском море 24 августа.
По сообщениям гонконгских СМИ, китайские военные были «удовлетворены» деятельностью возглавляемой Великобританией CSG в Южно-Китайском море. Для мандаринов Уайтхолла действуют как выталкивающий, так и вытягивающий факторы. С одной стороны, Китай ведет себя все более настойчиво и агрессивно во всем мире, усиливает свои вооруженные силы и шокирует Великобританию своей позицией по Гонконгу. С другой стороны, Британия после Брексита стремится улучшить торговлю с партнерами за пределами ЕС.
По всем этим причинам Уайтхолл, возможно, решил, что, несмотря на браваду вокруг авианосца, на борту которого находятся две эскадрильи истребителей-невидимок высшего уровня F35, «тыкать в китайского дракона» не в лучших национальных интересах Великобритании. Очевидная настороженность Великобритании по отношению к стране, которая является одновременно региональным гегемоном и экономической сверхдержавой, значительно усиливается в условиях в которых сегодня действует CSG.
Осмотрительный круиз. Южная Корея, пострадавшая от серьезного экономического возмездия со стороны Китая после того, как разрешила разместить американские противоракетные системы на своей территории в 2017-м году, уже научилась проявлять крайнюю осторожность в отношении стратегической чувствительности Пекина. В этом ключе Asia Times понимает, что в преддверии визита CSG возникли трения между Министерством национальной обороны и Голубым домом президента.
В то время как военные стремились увидеть новый авианосец поближе в своем порту, и были надежды на морские учения на суше, Голубой дом, который опасался спровоцировать Китай, был вялым. На самом деле, Covid-19 стал оправданием, что выглядит довольно удобно. Южная Корея изо всех сил пытается сдержать вариант Дельты и соблюдает самые строгие правила социального дистанцирования. Сообщается о случаях заражения Covid – но об отсутствии госпитализаций – на борту флотилии. В результате 24 августа был отменен заход в порт второго города Кореи, Пусана.
Тем не менее, военно-морские учения начались в понедельник и должны продолжиться у побережья Пусана на юго-востоке полуострова до среды. Расположение учений кажется разумным. Они проводятся в Желтом море, у западного побережья порта Пхёнтхэк, где расположена крупная база США, чувствительны для Китая и, возможно, для Северной Кореи.
Точно так же учения у южнокорейского острова Чеджу, где находится внутренняя военно-морская база, также рискуют разозлить Китай. Чеджу идеально расположен для наблюдения за выходом военно-морских подразделений из Желтого моря, где находятся ключевые китайские порты, базы и военно-морские верфи. «Эта часть мира очень чувствительна, все живут довольно близко, и когда у вас такая близость, вы хотите уважать личное пространство», – сказал Asia Times Чун Ин Бум, южнокорейский генерал в отставке, – «К сожалению, иногда самый большой сосед забывает об этом, но Корея живет в этом районе».
Необычным стало то, что в понедельник официальный представитель министерства национальной обороны Сеула заявил журналистам, что никакие американские активы не будут участвовать в совместных учениях. «Это застало меня врасплох», – признался Чун, который сказал, что у него нет информации о неожиданном объявлении. Чун предположил, что учения будут основаны на гуманитарных сценариях и сценариях борьбы с пиратством, а не на кинетических военно-морских операциях. «Мы можем уважать озабоченность Китая и в то же время достигать наших целей по созданию стандартных операционных процедур, накоплению опыта и укреплению взаимопонимания», – сказал Чун, – «Все это безобидно по своей природе, но может быть использовано в непредвиденных обстоятельствах».
Далекие друзья. Тот факт, что первый оперативный круиз CSG направлен на Дальний Восток (конечным пунктом назначения – Япония), служит признаком растущего интереса Великобритании к той части мира, которая является стратегической как с экономической точки зрения, так и с точки зрения безопасности. Лондон, конечно, после Брексита может пожелать расширить свое влияние на восток в то время, когда ключевой союзник США поощряет укрепление связей между демократиями в Западной Европе и Восточной Азии, но оборонные связи Южной Кореи и Великобритании пока не укрепились.
В свое время Великобритания направила второй по величине контингент под командованием ООН, силы – под руководством США, – которые сражались на стороне Южной Кореи в Корейской войне 1950-53-го годов. Этот конфликт, в котором Китай выступал главным противником командования ООН, остался самым кровопролитным, с которым Лондон боролся со времен Второй мировой войны.
Несмотря на это, и, несмотря на постоянное членство Лондона в ООН, Южная Корея и Великобритания не связаны каким-либо формальным союзом; Обязательства командования ООН по отношению к «посылающим свои военные силы государствам» в Южную Корею даже в случае возобновления боевых действий, остаются расплывчатыми.
Более того, командование ООН, которое предлагает США взглянуть на пункты пересечения демилитаризованной зоны и, кроме того, поддерживает складские помещения в Японии, не пользовалось популярностью во время правления Мун Чжэ Ина. Некоторые неамериканские военнослужащие, прикомандированные к подразделению, даже столкнулись с административными препятствиями со стороны официальных властей Сеула. Тем не менее, после того, как британское участие в войнах в Афганистане и Ираке прекратилось, британские подразделения отправились в Южную Корею, чтобы осмотреть территорию и поближе познакомиться с крупными призывными вооруженными силами, которые затмевают профессиональные силы Великобритании.
Штабы боевых групп батальонов британской армии отправились в Южную Корею, чтобы присоединиться к американским и местным силам в ежегодных весенних военных учениях. Эти визиты были остановлены соглашением между Дональдом Трампом и Ким Чен Иром о приостановке учений в 2018-м году, а впоследствии – Covid. Неясно, когда и вообще возобновятся ли они. Визиты британских подразделений в страну в ознаменование ключевых годовщин Корейской войны в 2020-м и 2021-м годах были приостановлены по той же причине, что и поездка по стране Колледжа британского персонала.
Основное военное сотрудничество – военно-морское, в противолодочном вертолетном пространстве. ВМС Южной Кореи эксплуатируют вертолеты British Wildcat, и между соответствующими подразделениями существует тесное сотрудничество. На борту британского авианосца находятся несколько моделей новейших британских военно-морских вертолетов, а в июле министр обороны Великобритании Бен Уоллес заявил, что Королевский и южнокорейские военно-морские силы ведут переговоры, чтобы поделиться опытом эксплуатации.
В Южной Корее ходят слухи о приобретении авианосца для своих истребителей F-35. Источник в Министерстве национальной обороны сообщил Asia Times, что ни план приобретения, ни тип или размер судна не подтверждены. Одним из решений могло бы стать переоборудование существующих вертолетно-десантных кораблей – модель, разработанная Японскими морскими силами самообороны.
Но есть и более амбициозные идеи. В июне крупнейший в мире судостроитель Hyundai Heavy Industries обнародовал проект авианосца с двумя палубами и взлетной рампой того же типа, который использован на Queen Elizabeth. «Наши военно-морские силы используют аналогичные комплекты самолетов F-35 и вертолетов Wildcat, а также многие другие платформы», – сказал бригадный генерал Майк Мердок, военный атташе Великобритании в Сеуле, в заявлении, направленном иностранным репортерам, – «Таким образом, для нашего партнерства уже существует прочная инфраструктурная основа, и в ближайшие годы Королевский флот планирует поддерживать регулярное развертывание в регионе». Все это предполагает возможность консультирования по вопросам обороны и продаж, а также возможность взаимодействия между двумя державами.
Региональный след? Следующим портом захода CSG станет порт Сасебо в Японии. Впоследствии подразделения вместе с Австралией, Малайзией, Сингапуром и Новой Зеландией присоединятся к программе «Exercise Bersama Gold», которая отмечает 50-ю годовщину Договора о защите пяти держав. Однако, несмотря на ошибочные сообщения в некоторых британских СМИ, CSG не будет постоянно дислоцироваться в водах Восточной Азии.
Действительно, Королевский флот, которому особенно не хватает фрегатов и эсминцев, не имеет постоянного патрулирования в водах Восточной Азии. Хотя в последние годы он направил несколько надводных кораблей в специальные операции, постоянного патрулирования не было. Ситуация изменилась в июле, когда Уайтхолл объявил, что два небольших морских патрульных корабля Королевского военно-морского флота, HMS Tamar и HMS Spey, будут базироваться в регионе.
Военно-морская база в Сингапуре, где Королевский флот содержит небольшую военно-морскую группу, отвечающую за материально-техническое обеспечение и заправку топливом, может служить удобным местом базирования для судов. Сасебо или Гуам также могут быть подходящими базами для этих кораблей. Тем не менее, Asia Times считает, что у них не будет постоянной базы в регионе, и они будут иметь сменные команды моряков и королевских морских пехотинцев из Великобритании.
Скромные военно-морские обязательства Великобритании не впечатлили Global Times. «У Великобритании просто нет возможности изменить картину в Южно-Китайском море», – пишет газета, – «Чтобы быть точным, если Великобритания хочет играть роль запугивания Китая в регионе, тем самым она унижает себя. И если будут какие-то реальные действия против Китая, то Великобританию ждет поражение».
ЭНДРЮ САЛМОН