В начале сентября 1916-го года французскому генералитету показали первые прототипы двух машин, которые должны были внести коренной перелом в войне в 1917-м году - танков Schneider CA1 и Saint-Shamon. И если прототип от фирмы FAMH из города Сен-Шамона был настоящим, то прототип танка от фирмы Шнайдер был "потемкинской деревней" в прямом смысле этого слова.
Schneider CA1 (прототип)
Страна: Франция
Производитель: Бронекорпус Société d’Outillage Mécanique et d’Usinage d’Artillerie (SOMUA)/Шасси - мастерские Farman
Год выпуска: 1916
Кол-во выпущенных: 1
Шасси: Holt 45 (Model T-10) "Muley" модернизированное
Мощность 45 л.с.
Размеры: 6320х2050х2300 мм
Масса: 15-16 тонн
Бронирование: 11,4 мм
Экипаж: 6
Вооружение: 1 canon de 75 mm Blockhaus Schneider, 2 mitrailleuses Hotchkiss Mle 1914 de 8 mm
17 февраля 1916 года на полигон в Винсенне было испытано специальное шасси L'appareil n ° 1 Type A, построенное под руководством лейтенанта Фуше с использованием решений американского трактора Holt 45 (T-10), закупленного De Schneider et Cie. По итогам первых дней испытаний De Schneider et Cie сразу получила 25 февраля заказ на 400 бронированных тракторов (tracteurs-chenilles type Schneider & Cie blindés) по цене 56,000 франков за машину. Для маскировки заказанные танки назвали трактора Эстьена (tracteurs Estienne). Предполагалось, что фирма Шнайдер и военные в лице Service Technique Automobile (STA), руководимой генералом Муре (Général Mourret), совместно придут к созданию новой бронированной машины. На Schneider et Cie проектом с самого начала руководил главный конструктор Эжен Брилье (Eugène Brillié), который был и одним из инициаторов создания боевой машины, и даже ездил в Англию в начале 1915-го, когда были закуплены по его совету образцы тракторов Холт. Эжен Брилье был одним из редких конструкторов в мире, который уже строил боевые бронированные машины и возможно единственный во Франции, кто понимал возникающие проблемы.
Уже к моменту испытаний L'appareil n ° 1 Type A между военными и Брилье начали накапливаться противоречия. Лейтенант Фуше и его команда судя по всему планировали в итоге создать бронированный трактор с орудие и двигались к этому постепенно модернизируя базовое шасси, стараясь ничего принципиально не менять. В это же время Брилье, имея под рукой и гораздо более мощное производство и штат квалифицированных инженеров фактически начала проектирование с нуля, относясь к тестам военных, как к помощи в отработке решений, но не более. Ссылка на то, что 17 февраля вместе с шасси Фуше испытывался еще и некий трактор Schneider (Tracteur B) возможно ошибка, которая связана с тем, что машина Фуше после первых тестов была можернизирована и стала называться L'appareil n ° 1 Type B. К концу февраля на фирме Шнейдер было проработана новая конструкция тележек - семикатковая из двух тележек по типу Холт в отличие от 8-ми катковой у Фуше. Так же фирма Шнайдер запатентовал собственный вариант заднего "хвоста" который должен был помогать преодолевать препятствия. Несмотря на то, что заказ был размещен еще в конце февраля, работы по реализации проекта двигались очень сложно. К ним привлекли дочернее предприятие Шнайдера фирму Société d’Outillage Mécanique et d’Usinage d’Artillerie (SOMUA), но отсутствие опыта работ привело к тому, что к началу сентября не был готов даже демонстрационных прототип. С военными Шнайдер переругался еще весной и те начали делать свой танк, взяв в качестве исполнителя фирму FAMH продавив заказа на еще 400 машин.
Первый предсерийный образец танка Char d`Assault Saint Chamond, был показан 7 сентября 1916-го года, почти точно через год, после показа первого британского прототипа танка Lincoln №1. Несмотря на острое желание министра по артиллерии и боеприпасам Альбера Тома (Albert Thomas), который хотел видеть оба танка и Saint-Chamond, и Schneider, что бы показать правительству и военным итоги своей работы, единственное, что было в распоряжении министерства от Шнейдер это "посадочный" макет бронекорпуса, который был отправлен в Париж для демонстрации. И здесь надо отдать должное военным. Они приняли решение установить бронекорпус из низкоуглеродистой "мягкой" стали на шасси той самой L'appareil n ° 1 Type A, которая была первым шагом к французскому танку.
Главным отличием движущегося макета танка Шнейдер СА1 от серийных машин является шасси. У машины построенной в мастерских STA шасси 8-ми катковое из трех тележек, у "оригинальных" машин - семикатковое двухтележечное.
Военная хитрость удалась, министру "подарили" два танка, и страна должна быть уверена, что победа в 1917-м году неотвратима. Проводились ли ходовые испытания "кадавра" Бронекорпуса Шнайдер с шасси лейтенанта Фуше неизвестно, хотя можно с высокой степенью быть уверенным что нет, так как даже органы управления у машины Фуше находились сзади, и ехать на такой изделии можно было бы только прямо и мало. Но тем не менее посадочный макет был показан и работы над обоими французскими танками были продолжены.
Почитать о других французских экспериментах и развитии первого прототипа можно в других статьях на канале:
Путь к танку. Часть 6. Souain tank prototype. Холт во французской шинели.
Путь к танку. Часть 8. La machine N° 1 Type C. Эксперименты с формой.
Путь к танку. Часть 9. Tracteur Saint-Chamond. Прототип французского танка Сен-Шамон.
О первых английских прототипах танков можно почитать здесь:
Путь к танку. Часть 3. Первый настоящий танк. Lincoln No.1 Machine. 1915. Пока только на полигоне.
Путь к танку. Часть 5. Первый танк. H.M.L-S. Centipede/Mother. 1915-1916. Мать всех танков.
Источники:
Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections, issued in 2014, ISBN: 978-2-35250-322-4.
Юрий Морозов: «Наземные броненосцы». Первые французские танки "Шнейдер" и "Сен-Шамон", ЭКСМО ISBN: 978-5-699-55295-5
http://www.chars-francais.net/2015/index.php/6-archives/des-origines-1930/1721-1916-fouche
https://en.topwar.ru/158276-francuzskie-tanki-pervoj-mirovoj-vojny.html