Всем привет! Городские власти Санкт-Петербурга заговорили о возможности подорожания стоимости поездки с 1 января 2022 года на 2 рубля (57 рублей наземный транспорт и 62 за поездку в метро). Пока вопрос на рассмотрение в комитете по тарифам. Естественно повышение коснется и многоразовых электронных карт.
К ежегодному повышению мы уже привыкли, но есть ли улучшения в работе самого общественного транспорта?
Городская подземка.
Самый востребованный вид транспорта - метрополитен. В его развитие вкладываются немалые деньги, ведь проехать из одного конца города в другой, затратив наименьшее количество времени можно только воспользовавшись этим видом транспорта. Но проблема, что развития этого вида транспорта проходит очень медленно, а транспортная модель города спроецирована именно под этот вид транспорта. Примерно с 1997 года (открытие еще на Правобережной линии станций "Спортивная" и "Чкаловская") строилось около одного вестибюля в год. Сейчас город не получает и этого, а последние открытия сопровождались громкими скандалами и судами: открытые в 2018 году станции на зеленой (линия 3) ветке "Беговая" и "Новокрестовская" (ныне "Зенит"), а также в 2019 году на фиолетовой (линия 5) ветке "Дунайская" были с протечками и их ремонт потребовал дополнительных затрат, а последняя и вовсе не получила не все панно. Как результат - банкротство главного строителя "Метрострой" и создание нового подрядчика для продолжения развития городской подземки. Отставание в развитие увеличилось еще на десятки лет и теперь надо корректировать планы и увеличивать финансирование, ведь помимо строительства деньги нужны и на поддержание недостроенных и законсервированных объектов (тоннелей, вентиляционных шахт и тд.) обеспечить им охрану.
Но если метрополитен помимо транспортной функции еще и как стратегический объект, но все же с таким бюджетом нужно же работать и на других направлениях, развивать наземный общественный транспорт.
Наземный транспорт.
Мы привыкли пользоваться такими видами как трамвай, троллейбус и автобус (коммерческий и социальный). Весной 2022 года нам обещают первый этап "улучшений," должна заработать "транспортная реформа", перенесенная с 2020 года. Главная идея проекта - убрать "маршрутки" и нас будут перевозить современные автобусы, притом помимо перевода на социальный характер, в зависимости от маршрута будет определяться класс машин по вместимости. Звучит многообещающе и пожалуй автобус единственный из наземки, чей автопарк обновляется ежегодно. Но говорят гладко, а на деле не все так красиво. В одной из групп "ВКонтакте" выложено видео, как забивается автобус среднего класса на маршруте 124 в ЖК "Новая Охта" (к слову маршрут не проходит не через одну станцию метро). https://vk.com/pitertransport_routes?w=wall-53895074_34258 и таких примеров в часы "пик" можно наснимать уйму и как будет решаться такой вопрос, ведь тут уже какя речь о социальной дистанции в годы "Covid 19."
Троллейбусный парк обновляется чуть хуже. Больше всего новых машин в парках обслуживающих центр города, а и на окраинах не так все плохо, кроме классических троллейбусов еще поступают с увеличенным автономным ходом, что позволяет продлевать маршруты в новые районы не строя новых подстанций и не вешая контактную сеть. Но опять же говоря о вместимости нельзя не вспомнить о продление маршрута 46 по новому участку проспекта Ветеранов.
Хуже всего обновляются трамваи. Именно на транспорт, который по вместимости вторым после метрополитена не хватает денег. В советский период в новостройки именно трамвай приходил первым, хотя даже парного состава из сочлененных вагонов было мало, что и говорить про сегодняшний день.
Даже с появлением личного автомобиля, средств индивидуального использования (самокаты, велосипеды и тд.) и таких сервисов как такси или каршеринг мест в общественном транспорте все равно не хватает.
А именно в трамваи чаще всего можно услышать от пассажира: "А за что повышают цены, если ничего не меняется?" И вопрос закономерный, если большинство вагонов выглядит вот так
В 2019 году открывая депо Чижика на улице Потапова, губернатор Беглов сказал, что это начало возрождения трамвая, но пока жители города не видят большого изменения.
Тем не менее генеральный директор ГУП "Горэлектротранса" объявил о начале реализации программы, которая должна привести в порядок трамвайную сеть. Это долгожданная программа для всех любителей электротранспорта и его пассажиров. Толчком к взору на трамвайную инфраструктуру думаю стал "Чижик" - проект от компании "ТКК". Когда можно увидеть как должен выглядеть современный пассажирский транспорт и его инфраструктура.
Итак г-н Минкин пообещал начать программу с трамвайных парков №3 (Большая Посадская д. 24/2) и №7 (Грибакиных 3). Их должны подготовить к приходу новой техники - а значит обновить рем.зону, трамвайные пути, энергетику и не только парков, но и сети, где будут работать эти парки. После этого обновят подвижной состав. Пока работы проведены лишь частично.
Приближается зима и мы узнаем, как проводилась работа с энергетикой. Напомню, что в начале 2021 года пассажиры не могли согреться в салонах трамваев, так как в некоторых вагонах на калориферы установили температурные датчики, чтобы приборы не перегревались и не прогорали. Но так как вагон не герметичен салон выстужался мгновенно. Еще одна беда - старое оборудование на подстанциях, которое не выдерживает нагрузку современных трамваев. Такие перебои со снабжением приводят к сбоям в работе транспорта и пассажиры не дождавшись начинают пользоваться другими вариантами передвижения, а предприятия теряют доход.
Выделенные полосы для общественного транспорта
О появление новых полос нам радостно сообщает комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). Затратив миллионы на знаки и разметку дается зеленый свет общественному транспорту, для более быстрого передвижения, чтобы не стоять в пробках. Но чиновники не уточняют что перед каждым перекрестком лафа заканчивается и создается еще больший затор, поэтому на некоторых участках выделенкой не пользуются, оставляя полосу для движения безхозной.
Если для автобусов и троллейбусов есть специальное обозначение для полосы, знаки и разметка, то для трамваев на совмещенном с дорогой полотне такого нет. Хотя и даже по выделенной трамвайной линии любят лететь вечно опаздывающие на своих авто.
Транспортная инфраструктура.
Имея в наличие целый комитет по транспортной инфраструктуре мы не видим глобальной работы для улучшения работы общественного транспорта. Самое дорогое сейчас - время. Пассажир не хочет тратить большую часть времени на поездки. А если нужно делать еще и пересадки, то еще дольше.
Автобус или троллейбус двигаются по выделенной полосе до первого перекрестка, где встревают в еще большую пробку, чем была ранее, также на выделенке можно увидеть и автомобиль спешащего или наоборот может припарковаться на "аварийке."
После проведения полицейской реформы инспекторов ГИБДД на улицах города должны были заменить камеры, чтобы "как говорили штраф шел в казну, а не в карман инспектора," видимо поторопились. В большинстве камеры фиксируют только скоростной режим, то есть ехать хоть по встречной полосе, но главное с максимально разрешенной скоростью. Да и знать где находится та или иная камера можно в интернете, а раньше не известно под каким кустом или за каким поворотом стоит инспектор.
Именно безнаказанность творит на дорогах хаос и это мешает не только движению автомобильного потока, но и общественного транспорта. Но если не навести порядок среди автолюбителей, то надо отделить автобусы, троллейбусы и трамваи еще больше, нежели это делается сейчас.
Именно по инфраструктуре можно обратить внимание на государственно-частное партнерство - проект "Чижик." Все перекрестки оборудованы не только светофорами с дополнительными секциями для безконфликтного разъезда транспортных потоков, но и датчиками, благодаря которым частный трамвай движется по зеленой волне не ожидая разрешающего сигнала. Не такие "умные" светофоры стали появляться и на других перекрестках, где была большая аварийность, но это не ускорило работу муниципального трамвая, только немного обезопасила проезд перекрестков (но и это уже шаг).
По таким выделенным полосам, как сегодня передвигается трамвай могут двигаться и автобусы. Так называемые метробусы или Bus rapid transport. В своем блоге о них рассказывал Илья Варламов Bus https://yandex.ru/video/preview/? Фактически любой транспорт можно ускорить, дав ему зеленый свет. а какой вид транспорта зависит от пассажиропотока.
Кондуктор или контролер и другие нововведения комитета по транспорту.
Как известно комитет по транспорту решил, что штат кондукторов дорого обходится городу, а значит надо сократить статью расхода.
Если в 1960е годы должность кондуктора исчезла потому что процветал коммунизм и товарищу можно доверять и его не надо контролировать. В наше время, когда доверия нет не только к господам, но и родственникам, освежить память историей с кассами чиновники не хотят, наступая на те же грабли.
Идея, нового варианта работы без кондуктора - переход общественного транспорта Санкт-Петербурга на безналичный расчет. Для проверки сознательности граждан возвращаются контролеры, штат которых будет меньше, чем кондукторский.
Второе новшевство - это тариф для тех, кто едет с пересадкой. Теперь пассажиру не надо платить два или три раза полную стоимость, при пересадке второй раз оплата будет в несколько раз меньше, но пока это проект.
Итог.
Работа общественного транспорта требует большого количества специалистов разного направления, а не большой штат чиновников. Прежде, чем заниматься работой в самом общественном транспорте, надо привести в порядок инфраструктуру, ведь от отсутствия кондуктора автобус быстрее не поедет, а ждать трамвай на открытой площадке, или смотреть на интервалы, что троллейбус приедет через 15 - 25 минут, тоже никто не хочет.
В то время, как создаются роботы, а власти уже задумываются о беспилотном трамвае, пассажир общественного транспорта вынужден ждать свой автобус, троллейбус или трамвай в интервале времени на открытой остановке или с антивандальным павильоном, а с пересадкой выходить из одного транспорта и ждать опять в интервале нужный транспорт, который может прийти еще переполненным и в него будет не сесть. Хотелось бы еще раз сказать, что сейчас все ценят время и такой транспорт в Северной столице не нужен!