Должен ли был тест для выявления детей с трудностями в учебе, превратиться в оценку интеллекта?
Насущный вопрос, с которым сталкивается учитель, - как помочь ученикам, которые испытывают сложности и отстают от остальной части класса?
Сто лет назад французское правительство заказало создать тест, который выявлял бы слабые стороны интеллекта детей, пока они не отстали слишком сильно, и позволил бы школам оказать детям дополнительную помощь.
Этот тест - шкала Бине-Саймона, попал в США и превратился в тест коэффициента интеллекта (IQ).
Цель теста на IQ состояла в том, чтобы выявить детей, которые нуждаются в помощи или коррекции. Даже сегодня эксперты признают, что это полезный инструмент для измерения успеваемости ребенка.
Вскоре после появления, IQ-тест стал использоваться для упрощения интеллекта человека до одной цифры. Эта интерпретация сильно отличалась от детального научного понимания человеческого интеллекта, и применялась далеко за рамками образования неуместными и часто дискриминационными способами.
На протяжении десятков лет, результаты IQ тестов использовались чтобы оправдать депортацию иммигрантов, стерилизацию расовых меньшинств и для найма сотрудников в полицейских управлениях.
В популярной культуре тест на IQ по-прежнему считается золотым стандартом измерения интеллекта, к разочарованию экспертов, признающих, что наши когнитивные способности отличаются по направлениям, которые нелегко измерить.
Итак, что такое тест на IQ, для чего он нужен и почему интеллект намного больше, чем просто число?
Тест прежде учебы
В 1904 году психиатр Альфред Бине и его ученик Теодор Симон, на запрос французского правительства о создании диагностического теста интеллектуальных способностей детей, разработали серию вопросов и заданий для нескольких возрастных групп, чтобы выявить тех учеников, которые нуждаются в дополнительном подкреплении для адаптации к школьной программе.
Если ребенок набирает низкий балл при решении отдельных категорий задач, то это указывает на необходимость в дополнительной помощи, например, с пространственным мышлением или вербальными способностями.
Бине надеялся, что эта методика поможет предотвратить попадание детей в психиатрические лечебницы с диагнозом когнитивного расстройства. Он осознавал ограничения теста - с помощью которого нельзя было измерить эмоциональный или творческий интеллект, - но для корректировки отстающих учеников, этого было достаточно.
Американские психологи вскоре адаптировали шкалу Бине-Саймона к коэффициенту интеллекта (IQ). Коэффициент интеллекта - отношение результата ребенка в серии когнитивных тестов, к средним показателям детей того же возраста, умноженное на 100.
Показатель IQ менее 100 свидетельствует, что ребенок отстает от сверстников, а показатель IQ 100 и выше свидетельствует, что ребенок опережает остальных.
«Единственный способ получить достойный балл - получить образование».
Сегодня доступны различные тесты на IQ, каждый из которых включает до дюжины оценок навыков пространственного мышления, словарного запаса и арифметики.
Ричард Нисбетт, психолог из Мичиганского университета в Анн-Арборе, подчеркивает, что основные тесты на IQ тесно связаны и используются в диагностических целях в образовании и психиатрии.
Важно отметить - исследования показали, что результаты тестов на IQ полезны для отражения качества образования, которое получил ребенок, а не врожденного интеллектуального потенциала.
«Единственный способ получить достойный балл - получить образование», - говорит Нисбетт. «Образование - надежный способ повысить IQ ребенка».
Столетие, прошедшее с момента появления теста на IQ, убедительно продемонстрировало ценность образования детей. Дети, с доступом к образованию с раннего возраста, получают более высокие баллы по тестам на IQ, чем дети, не имеющие такого доступа.
«Имеются результаты наблюдений за маленькими детьми, которые не получали формального образования», - говорит Нисбетт. «Если дать им прогрессивные матрицы Рейвена [тип теста на IQ, который может сдать человек независимо от его родного языка], и они справятся с ним ужасно, но через пару месяцев в школе их IQ повысится на 10 пунктов.”
Предсказатель успеха, барьер для возможностей
Как и предполагалось изначально, тесты на IQ по-прежнему используются для выявления тех аспектов когнитивных навыков, которые требуют особого внимания, например, среди детей с синдромом Дауна или взрослых с шизофренией. Тем не менее, соблазн свести интеллект человека к одному числу также превратил показатели IQ в инструмент дискриминации.
Способность теста на IQ измерять уровень образования человека, позволяет предсказывать академический и карьерный успех во времени. Качественное образование дает детям навыки и социальные связи, необходимые для успеха во взрослом возрасте. Тем не менее, области, далеко за рамками школьного образования, рассматривают тест на IQ как измерительный потенциал человека, но это не так.
«В течение нескольких лет после внедрения, тест на IQ стал использоваться для дискриминации людей, которые воспринимались менее «смышлёными» или «сообразительными», чем в среднем по выборке»
«В некотором смысле, чем вы умнее, тем лучше оценки будете получать в школе», - говорит Нисбетт. «Тест на IQ коррелирует с оценками в школе, а так же, с успехом почти в каждой профессии. И в первую очередь, путь к этому лежит через фундаментальное образование».
К сожалению, через несколько лет после внедрения, тест на IQ стал использоваться для дискриминации людей, которые воспринимались менее «смышлёными» или «сообразительными», чем в среднем по выборке». Тест на IQ использовался в расистских идеологиях об интеллектуальной недостаточности некоторых групп людей, хотя показатель IQ ниже среднего, часто отражает относительный недостаток возможностей получить образование.
Экстремальным примером, использования пониженных показателей в тестах на IQ, является оправдание правительством принудительной стерилизации лиц с поведенческими проблемами, вместо того, чтобы направить этих людей на поведенческую терапию или образовательные программы.
С 1933 по 1977 год штат Северная Каролина, США, внедрила программу евгеники, по стерилизации людей с низким IQ для сокращения расходов на социальное обеспечение и социальную работу. Восемьдесят пять процентов стерилизованных составляли женщины; 40% были цветными, включая чернокожих и коренных американцев. Штат, который в конечном итоге стерилизовал 7600 человек, принес извинения жертвам программы в 2002 году. В 2010 году США профинансировали "Фонд правосудия для жертв стерилизации Северной Каролины" для распределения 10 миллионов долларов среди оставшихся в живых и их потомков. Первые реституции начнутся только четыре года спустя. Из 786 поданных исков, только 220 человек получили право на выплаты по 20 000 долларов.
Больше чем просто число
Результаты тестов на IQ лучше отражают доступ человека на получение образования в прошлом, но точное измерение интеллекта кажется смутной задачей. Психологи сегодня воспринимают интеллект так же, как личность - интеллект различается по многим аспектам и не может быть измерен одним тестом.
Интеллект или когнитивные способности лучше рассматривать как аспект личности, а не одномерную характеристику «силы» мозга.
«Когнитивные способности - часть того, что отличает людей друг от друга, и эти различия невероятно разнообразны», - утверждает Дэвид Кондон, доцент кафедры психологии Университета Орегона, эксперт в области психологических различий между людьми.
Таким образом, тест на IQ может только измерить, опыт человека в прохождении теста на IQ, но не проясняет как человек будет справляться с проблемами, у которых много вариантов решений.
«Интеллект - инструмент, на который люди опираются как на стратегию управления жизнью», - говорит Кондон. «Решая проблемы, один человек полагается на когнитивные способности, другой - на социальные навыки или помощь других людей, кто может дать совет или указать верное направление».
Сложность оценки подходов людей к решению задач усложняет интерпретацию результатов тестов на IQ. Если человек не отвечает на вопросы в тесте, окажется, что он неправильно ответил на вопросы, хотя он может обладать высокими когнитивными способностями. Или, в случае детей с некоторыми типами рака мозга, которые испытывают сложности с недостаточной скоростью реакции и моторной координацией, а показатели тестов на IQ могут ошибочно указывать на наличие когнитивных проблем.
Эта сложность привела Кондона от скупых и упрощенных методов измерения человеческих различий, таких как тест на IQ, к детальному взгляду на когнитивные способности людей.
«Профессиональные спортсмены тоже в некоторой степени гении, но не в том смысле, в котором этот термин обычно используется», - говорит Кондон. «Их результаты настолько далеки от средних значений, что какими бы ни были их способности, правильно было бы думать о них как о гениях».
И Нисбетт, и Кондон заинтересованы в использовании тестов, чтобы помочь людям лучше учиться и решать проблемы. Нисбетт хочет, чтобы тесты на интеллект, которые измеряют типы научной аргументации, преподавались в школе, чтобы охватить более широкий спектр когнитивных способностей детей. А Кондон интересуется нейронным оборудованием, которое позволяю мозгу выполнять когнитивные задачи.
«Было бы здорово получить нейронную оценку эффективности и скорости обработки информации мозгом», - говорит Кондон. «Мы все восхищаемся друзьями, которым что-то легко дается, и научить других таким же легким способам решения проблем было бы неоценимо».
Перевод статьи: The Past and Future of the IQ Test