Найти тему

Он строил дома, дворцы и храмы

Автор - Людмила Иванова

Среди богатого культурного наследия нашего города особое место следует отвести архитектуре. Сохранившиеся здания конца XIX начала XX века создают неповторимый образ исторической части города. Строились эти здания по проектам великих архитекторов своего времени – П.К. Теребенева и Н.П. Краснова, Г.Ф. Шрейбера и О.Э. Вегенера, Л.Н. Шаповалова, Н.Г. Тарасова и других.

Многие дома, построенные по проектам Теребенева в так называемом стиле «таврического романтизма», как правило, украшены деревянными балконами и различными резными деревянными элементами – настоящими «деревянными кружевами», по которым мы безошибочно определяем постройки талантливого архитектора, узнаем руку мастера.

Архитектор П. К. Теребенев
Архитектор П. К. Теребенев

В Ялту П. К. Теребенев приехал в январе 1881 года, будучи командированным Департаментом земледелия и сельской промышленности в Императорский Никитский сад на должность гражданского инженера. В это время должность городского архитектора Ялты оставалась вакантной. Работающее в это время архитекторы Г. Ф. Шрейбер и А. К. Винберг предпочитали браться за дорогие и привлекательные проекты. Пристройки, изменения фасадов существующих домов, ремонты, строительство ларьков, отхожих мест, водопроводы и сточные канавы их не занимали, а именно этим оборачивались каждодневные заботы городского архитектора. Платон Константинович добровольно принимает на себя исполнение обязанностей городского архитектора. С осени 1881 до января 1886 года он исполняет две должности одновременно: гражданского инженера Императорского Никитского сада (по назначению) и городского архитектора Ялты по собственному желанию.

Первые работы архитектора в Никитском саду скромны: это составление смет и планов, постройка бани, прачечной, ремонт директорского дома, сарая, конюшни. Но вскоре Теребенев получает первый большой заказ. Директор Никитского сада А. И. Базаров поручает ему составить новую смету и новый проект домовой церкви на 200 человек, больницу на 2-3 койки и квартиру священника. Первый этаж предназначался для больницы. Вход в церковь был оформлен парадным крыльцом, стоящим на четырех массивных опорах, перекрытых тремя арками сводчатого потолка. На нем – звонница псковского типа с крестом, венчавшим маленький купол-маковку. Проект был одобрен, и 25 марта 1884 года состоялась торжественная закладка фундамента храма, которому дали имя Преображения Господня, через 2 года он был освящен.

Церковь Преображения Господня в Никите
Церковь Преображения Господня в Никите

Будучи городским архитектором, Платон Константинович в полной мере раскрыл свой талант и работоспособность. Хотя повседневные рутинные дела и надзор за строительством Преображенской церкви отнимали уйму времени, он получает заказы и строит много домов для знатных жителей города по улицам Аутской, Екатерининской, Набережной, Виноградной, а также проектирует и строит дома на курорте П. И. Губонина в Гурзуфе. Здание, где находится экспозиция нашего музея «Ялта конца 19 – начала 20 века» на Екатерининской, построено про проекту Теребенева для статского советника барона Жомини. Сохранились дома Д. А. Усатова, бывшего солиста Большого театра и учителя Федора Шаляпина, баронессы А. И. Меллер-Закомельской и другие.

Гурзуф. Гостиницы. Архитектор П. К. Теребенев
Гурзуф. Гостиницы. Архитектор П. К. Теребенев

В сентябре 1886 года управляющий императорским имением предложил П. К. Теребеневу заняться перестройкой Малого дворца в Ливадии, стена главного фасада которого осела. Император повелел: «Дворец построить вновь, придерживаясь во всем прежних размеров, чертежей и цветов… Деревья кругом дома при постройке отнюдь не испортить». Теребенев приступил к разборке дворца вместе с фундаментом. Он часто ездил в командировки в Одессу, где нанимает мастеровых, закупает материалы для строительства и занимается вопросами их доставки в Крым. Труды архитектора по восстановлению Малого дворца были высоко оценены. И когда в 1890-м году начало создаваться Ливадийско-Массандровское удельное управление императорских имений на ЮБК «для надзора за строениями в имениях Ливадия, Массандра и Ай-Даниль» на должность архитектора был приглашен П. К. Теребенев. Вместе с профессором Н. А. Головкинским он занимался изысканиями по определению места будущего Главного винподвала в Массандре. Весь 1892 год осуществлял надзор за строительством дворца императора Александра III.

Проект фасада храма Александра-Невского в Ялте. Архитектор П. К. Теребенев
Проект фасада храма Александра-Невского в Ялте. Архитектор П. К. Теребенев

Однако самым значительным проектом в жизни Теребенева был собор во имя Св. Благоверного князя Александра Невского. Инициатором возведения храма выступила Ялтинская городская дума. Был создан Церковно-строительный комитет, куда вошли 26 самых уважаемых граждан, единодушно решивших, что храм должен стать и душой и украшением города. Давно уже назрела необходимость в новом храме, так как аутская Успенская церковь, построенная еще при присоединении Крыма к России, мала; Иоанно-Златоустовский собор строился 50 лет назад, когда население в городе составляло 1000 душ, теперь их – 3000.

От первоначального замысла расположить храм на набережной, около часовни, пришлось отказаться: тесно и совсем рядом шумный, суетный порт. Не устроил и другой вариант: в устье речки Учан-Су, на месте нынешней гостиницы «Ореанда». Остановились на третьем варианте: открытая возвышенность у подножья холма Дарсан, откуда храм был виден как на ладони, занимая главенствующее положение над Новым городом. Барон Александр Львович Врангель отдал изрядный кусок земли для расширения улицы Садовой, сам при этом остался практически без двора.

На строительство храма собирались пожертвования. Городской голова Б. В. Хвощинский пожертвовал свой заработок за 3 года – 6000 рублей, протоиерей А. Я. Терновский – 4000, купец И. Ф. Токмаков – 1000. За три года удалось собрать 47000 рублей.

Закладка храма состоялась в десятую годовщину смерти Александра II первого марта 1891 года, и первый камень в фундамент заложила императрица Мария Федоровна, сделавшая одновременно крупное денежное пожертвование. А пока закладывался фундамент и возводились стены, в разных концах России и за ее пределами мастера трудились во славу будущего ялтинского собора. Замечательным художникам из иконописной мастерской Иосифа Андреевича Панкрышева, что в слободе Мстера Владимирской губернии, заказали иконы. В Москве на деньги Николая Дмитриевича Стахеева отливались 11 колоколов. В далекой Венеции знаменитый мозаичист Антонио Сальвиатти набирал портрет Александра Невского для южного фасада.

Выбор внутренней отделки проходил на конкурсной основе. Из пяти предложенных проектов жюри в составе зодчих А. Бенуа, В. А. Косякова, Г. И. Котова остановились на варианте Николая Петровича Краснова. Ему же было доверено наблюдать за росписью стен и изготовлением киота. Дубовый иконостас с позолотой выполнил и подарил городу киевский художник Мурашко.

Все без исключения работы проводились основательно, на века, поэтому и растянулись на десятилетие. Только 26 ноября 1902 года строительная комиссия (архитекторы Л. Н. Шаповалов, В. А. Геккер, инженер А. Л. Бертье-Делагард) во главе с председательницей комитета М. А. Кочубей осмотрела готовое здание. Газета «Крымский курьер» писала: «Комиссия нашла, что сооружение храма исполнено превосходно, фундаментально, прочно и стильно… Русский стиль выдержан замечательно чисто». К сожалению, этих слов не прочитал автор проекта архитектор Теребенев, не дождавшись радостного события всего полгода. Он умер 22 марта 1902 года. Похоронен на Ливадийском кладбище.

Во время торжественного освящения храма Николай Воскресенский, законоучитель Ялтинской мужской гимназии произнес проповедь-напутствие: «Пусть этот новосозданный храм послужит местом…, где бы можно было с полным спокойствием вознести свой ум и сердце ко Всевышнему».