Порядок добровольной ликвидации общества с ограниченной ответственностью
Для начала занятий бизнесом необходимо оформить юридическое лицо или получить статус индивидуального предпринимателя. Для этого надо пройти определённую процедуру. Одновременно с правом ведения бизнеса у вас возникают обязанности налогоплательщика, поэтому в случае необходимости закрыть предприятие сделать
это будет сложнее, чем начать деятельность.
В 2021 году в порядок добровольного прекращения деятельности ООО были внесены изменения. Ликвидация предприятия ‒ достаточно длительная и не бесплатная процедура. Если вы не будете допускать ошибок, она займёт около полугода и обойдётся в среднем в 15 тыс. рублей.
Порядок добровольной ликвидации ООО можно разделить на четыре стадии:
- уведомление территориального подразделения ФНС, к которому вы приписаны, о прекращении деятельности предприятии по форме Р15016 на основании решения учредителей, оба документа прилагаются к заявлению;
- уведомление кредиторов общества о том, что предприятие готовится к закрытию;
- подготовка и подача промежуточного баланса по той же форме с приложением решения учредителей об его утверждении;
- подготовка и подача ликвидационного баланса с приложением аналогичного пакета документов.
Обращаем ваше внимание, что формы Р15001 и Р16001, которые ранее принимались для оформления ликвидации ООО, отменены с 25 ноября 2020 г.
В свою очередь, этапы прекращения деятельности предприятия предусматривают такой порядок действий в следующей очерёдности:
Решение о закрытии предприятия.
- Оно принимается общим собранием учредителей компании в составе лиц, указанных в учредительном договоре, и оформляется протоколом согласно Уставу ООО. Если у общества единственный учредитель, решение принимается единолично. На этом же собрании определяют сроки процедуры, назначают ликвидационную комиссию или ликвидатора, после чего к ним переходят все распорядительные функции по управлению деятельностью предприятия, его активами, имуществом и т. д. С этого момента глава комиссии или единоличный ликвидатор выступают заявителями по всем вопросам общества.
Электронное уведомление о ликвидации.
- С 12.11.2019 это обязательное действие, за неисполнение которого применяются меры административного воздействия или отказ в закрытии предприятия со всеми сопутствующими последствиями. Электронное оповещение осуществляется в трёхдневный срок от даты принятия решения в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурсе). Регистрация может быть оформлена через Интернет с использованием ЭЦП предприятия или нотариуса. Сделать это лучше до подачи первой формы Р15016 в налоговый орган.
Подача уведомления о закрытии компании в ФНС.
- В налоговую службу уведомление подаётся в трёхдневный срок на типографском бланке по форме Р15016 от имени уполномоченных на проведение процедуры лиц, чьи подписи должны быть подтверждены нотариусом. К уведомлению прилагается протокол собрания учредителей компании с решением о закрытии предприятия. Оба документа вместе служат основанием для фиксации в ЕГРЮЛ того обстоятельства, что ваша компания находится в процессе ликвидации. Обязанность проинформировать об этом другие государственные организации, фонды и т. п. возлагается на ФНС.
Публикация решения о закрытии предприятия в печати.
- Заявление на печать направляют в «Вестник государственной регистрации». Текст уведомления должен содержать в себе всю значимую информацию: полное наименование предприятия; почтовые, банковские и налоговые реквизиты; дату и номер решения о прекращении деятельности компании; контактные данные уполномоченного на проведение процедуры ликвидации лица (главы комиссии или ликвидатора); сроки процедуры и подачи претензий о возмещении ущерба от деятельности общества. Публикация такого объявления обойдётся вам примерно в две тыс. рублей. Дата публикации (печати газеты) является отправной точкой для отсчёта сроков процедуры ликвидации.
Уведомление кредиторов о ликвидации предприятия.
- Оповещение заимодавцев осуществляется заказными письмами или иными способами, позволяющими получить документальное подтверждение о передаче уведомления адресату. Вы должны сохранить эти доказательства с подписями получателей.
Подготовка, утверждение и сдача промежуточного баланса
при закрытии предприятия.
- Этот документ составляют спустя два месяца после печати решения о прекращении деятельности общества в «Вестнике…», не раньше. Это гарантированный минимальный срок кредиторам для подачи претензий на возмещение причинённого им ущерба. Одновременно общество проводит инвентаризацию текущего баланса для выяснения долгов перед кредиторами, фондами и другими контрагентами, а также решает вопросы о погашении этих задолженностей. Промежуточный баланс утверждается учредителями ООО согласно Уставу с составлением протокола. Оповещение о его утверждении оформляется по форме Р15016 с заверенными нотариусом подписями уполномоченных на это лиц. К нему прилагается упомянутый ранее протокол об утверждении документа. Уведомление о промежуточном балансе в органы регистрации можно не подавать.
Сдача ликвидационного баланса.
- Этот документ служит подтверждением того, что ликвидируемая компания полностью рассчиталась с долгами. В нём должны быть отражены достоверные сведения о состоянии дел. В противном случае контролирующий орган квалифицирует это как непредоставление документа и откажет в государственной регистрации факта закрытия предприятия. Чаще всего отказы бывают по причине непогашенных обязательств компании перед фондами пенсионного обеспечения и социального страхования. Ликвидационный баланс также утверждается общим собранием учредителей и оформляется протоколом.
При его сдаче к ликвидационному балансу прилагаются следующие бумаги:
— заявление о госрегистрации по форме Р15016 с нотариально заверенными автографами уполномоченных лиц;
— протокол об утверждении баланса собранием учредителей;
— подтверждение об уплате государственного сбора
(в настоящее время это 800 рублей).
Завершение процедуры ликвидации
Процедура ликвидации ООО считается завершённой после внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ органом регистрации. Одновременно прекращают полномочия назначенных для проведения процедуры лиц (комиссии или единоличного ликвидатора). Обязательными также являются следующие действия:
- аннулирование банковских счетов предприятия;
- сдача бухгалтерских и других документов общества в архив под опись;
- уничтожение печатей и штампов, которыми заверяли документы предприятия.
Вам надо удостовериться, что все перечисленные действия были выполнены. После этого экс-учредители общества считаются свободными от обязательств закрытого предприятия при условии соблюдения юридической чистоты процедуры. В противном случае вам могут грозить судебные иски.
Лучше всего доверить ликвидацию общества профессионалам. Такой подход сводит к минимуму риски ошибок и неоправданных расходов, а также сэкономит массу вашего времени, которое тоже стоит денег. Это обойдётся несколько дороже, но гарантирует вам нужный результат. Просто «бросить» предприятие не получится. Особенно когда
у него есть долги перед государством. В таких ситуациях услуги профессиональных юристов не помешают.
Сотрудничая с СДС «Стандарт-Москва», вам не нужно будет переживать в будущем за результат проведённой работы.
Мы предотвратим Вам все риски. Вы будете готовы к любым контролирующим мероприятиям и проверкам.
Обращаясь в СДС «Стандарт-Москва», вы гарантированно получаете профессиональную экспертную поддержку на весь срок действия полученного документа или гарантию выполненной услуги.
С нетерпением ждём вашего обращения в нашу компанию.
СДС «Стандарт-Москва» - Ваш аккредитованный партнёр!
СДС «Стандарт-Москва»
Почта: office@standardrus.ru
Тел: +7 (495) 128-81-23 доб. 100
Больше информации на сайте: https://standardrus.ru/