Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Кризис с афганскими беженцами направился прямо в Европу

Но никакие приветственные коврики не будут размещены в ЕС или большинстве других стран, поскольку массовый исход начинается из Кабула. Тревожные кадры тысяч афганцев, штурмующих аэропорт Кабула, чтобы вырваться на самолетах из страны, заставили европейских чиновников обратить внимание на надвигающийся кризис с беженцами.

Это говорит о том, что они, как и президент США Джо Байден, не подозревали, что быстрый и полный захват Афганистана талибами вероятен – и что это может означать. Во-первых, те, кто участвует в интервенции НАТО в этой стране, наряду с другими странами Европейского Союза, сосредоточены на том, чтобы вывести из страны своих собственных граждан и афганских коллаборационистов. Этот исход уже начался.

Но в европейских столицах официальные лица также быстро обратили внимание на другую первостепенную задачу: как предотвратить поток десятков тысяч отчаявшихся беженцев к своим границам и избежать политических последствий, которые могут возникнуть в результате неконтролируемой иммиграции. Министры ЕС встретятся по этому поводу в среду.

Канцлер Германии Ангела Меркель, назвав сцены в Кабуле «горькими, драматическими и ужасающими», объявила, что будет искать способы «обеспечить возможности для беженцев по соседству» с Афганистаном, то есть где-нибудь за пределами Европы. Президент Франции Эммануэль Макрон предупредил, что европейцы должны «защитить себя от крупных нерегулярных миграционных потоков».

Холодное отношение отражает анти-миграционный поворот в Европе за шесть лет. Исчез великий жест приглашения Меркель 2015-го года для беженцев, в основном из Сирии, Ирака и Афганистана, приехать в Европу. Один миллион человек пересек Грецию, Балканы и попал в Германию. Но трудности Германии с приемом вновь прибывших, плюс требование Меркель, чтобы другие европейские страны также приняли их, вызвали волну сопротивления иммиграции.

Подъем привел к нескольким победам на выборах против истеблишмента. Примечательно, что участники референдума по Brexit использовали политику открытых дверей Германии, чтобы разжечь иммиграционные опасения. Итак, приветственный коврик подтягивается. Неделю назад, когда талибы приблизились к Кабулу, Германия, Дания, Нидерланды, Австрия, Бельгия и Греция обратились к Европейской комиссии с просьбой разрешить им продолжить депортацию афганцев, которые уже находятся в Европе, но чьи ходатайства о предоставлении убежища были отклонены.

С уходом афганского правительства и приходом повстанцев Талибана вопрос остается спорным – пока. Меркель не повторяет своего безоговорочного приглашения. Франция требует от ЕС совместного решения. Соединенное Королевство заявило только, что разработает избирательный индивидуальный подход к приему просителей убежища. Лидеры двух самых популярных партий Италии – обеих националистических – заявили, что страна не должна никого впускать.

Венгрия и Болгария заявили, что не примут беженцев. Левенте Мадьяр, заместитель министра иностранных дел Венгрии, заявил, что Будапешт не будет платить за «ошибочное геополитическое решение» США и НАТО в Афганистане. Избирательные календари двух ведущих стран ЕС, Германии и Франции, объясняют их сдержанность. Национальные выборы в Германии, на которых партия Христианско-демократического союза Меркель пытается сохранить свое доминирующее положение в парламенте, назначены на следующий месяц. Меркель не баллотируется.

На президентских выборах во Франции в следующем году Макрон столкнется с серьезным вызовом со стороны националистической соперницы Марин Ле Пен. Воскресные сцены, когда сотни афганцев втиснулись в военный грузовой самолет США, и вид пары мужчин, падающих с неба после потери сцепления с шасси, добавили беспокойства европейцам.

Но возможности кризиса создавались задолго до этого. По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, с января около 400 000 афганских мирных жителей были перемещены в результате боевых действий. Их было около 250 000 с мая, когда начались боевые действия, и через две недели после того, как Байден объявил о планах США уйти.

Австрия уже направляет свою армию на восточную границу, чтобы блокировать мигрантов. Греция начала строить забор вдоль своей сухопутной границы и устанавливать шумовые технологии для сдерживания беженцев. Когда президент Венгрии Виктор Орбан построил подобный барьер в 2015-м году, его осудили как расиста. Сейчас никто не поднимает шума.

Тем временем Турция, страна, не входящая в ЕС, но являющаяся важной остановкой на сухопутном пути в Европу, дает понять, что не хочет принимать афганских мигрантов, ищущих убежища. Он играл эту роль во время длительной гражданской войны в Сирии и принял более трех миллионов беженцев, в основном из Сирии. Президент Реджеп Тайип Эрдоган отклонил предложения США и Германии о том, что просители убежища ждут там, пока их ходатайства обрабатываются. Турция строит бетонную стену вдоль своей границы с Ираном, через которую афганцы проходят с востока. За последние недели 27 000 афганцев пересекли границу Турции на пути в Европу. «Турция не является и не будет служить комнатой ожидания для какой-либо страны. Мы продолжим делать все от нас зависящее для сохранения безопасности наших границ», – заявил официальный представитель президента Фахреттин Алтун.

С 2015-го года более 500 000 афганских беженцев попросили убежища в ЕС. Это вторая по численности группа просителей убежища после сирийцев. В последние пять лет ЕС незаметно начал закрывать свои восточные границы забором, в то время как дроны обычно сканируют границы.

Шансы на получение убежища варьируются от страны к стране. По данным Washington Post, положительное признание ходатайств о предоставлении убежища в Афганистане варьируется от 94% в Италии до всего 4% в Болгарии. Германия приняла 44% запросов, а Бельгия – 32%. За пределами ЕС, помимо Турции, Иран и Пакистан приняли более миллиона беженцев каждый. Пакистан заявляет, что разрешит афганцам доступ в лагеря беженцев возле границы, но только временно. Иран создает лагеря беженцев на границе, но вновь прибывшие должны вернуться домой, когда Афганистан успокоится.

Помимо хаоса в кабульском аэропорту, телевизионные новости и Интернет были полны опасений афганцев по поводу грядущих репрессий со стороны талибов. Предупреждения исходят в основном от людей, которые извлекли выгоду из длительных усилий США и европейцев по построению нации в Афганистане: учителей, специалистов, государственных служащих и особенно женщин. Но их нет в списках тех, кто работал на силы НАТО или неправительственные организации. Им будет нелегко получить доступ за границу, поскольку воздушные перевозки из Кабула увеличиваются. Смогут ли те, кто остался, столкнуться с репрессиями при правлении Талибана, которые характеризовали их предыдущее правление в стране в 1996-2001 годах?

Этот период включал притеснение женщин, запреты на обучение девочек, а также наказание мужчин, которые сопротивлялись строгим исламским обычаям, навязанным талибами. Были запрещены спорт и музыка, требовались бороды и религиозные песнопения. Но возможность возвращения тех дней сейчас не так много думают европейцы. Контролируемая миграция есть.

DANIEL WILLIAMS