Порядок прекращения деятельности ИП
ИП ‒ это индивидуальный предприниматель, по отношению к которому чаще применяют термин не «ликвидация», а «прекращение деятельности физического лица в статусе ИП». Прежде всего напомним, что индивидуальный предприниматель является налогоплательщиком, поэтому прекращение его деятельности в первую очередь связано с этим обстоятельством.
Закрытие ИП может быть добровольным и в принудительном порядке по предписанию государственных органов. Здесь мы рассмотрим ситуацию с добровольным прекращением деятельности ИП, которая предусматривает процедуру, состоящую из таких действий, как:
- прекращение трудовых отношений с наёмными работниками;
- аудит долговых обязательств перед кредиторами и государством;
- снятие с учёта ККТ, зарегистрированных на имя индивидуального предпринимателя;
- уничтожение печати при её наличии;
- подача заявления о прекращении деятельности ИП в подразделение ФНС,
где он зарегистрирован; - ликвидация расчётного счёта, открытого для обслуживания ИП;
- уплата оставшихся текущих начислений по взносам и другим платежам;
- сдача отчётности на момент подтверждения прекращения деятельности как ИП.
Пункт 1. Прекращение трудовых отношений
Если у ИП официально работают наёмные сотрудники, надо соблюдать требования трудового законодательства. Принимая решение о прекращении деятельности, нужно будет уволить всех нанятых работников, предупредив их в письменной форме или под подпись о предстоящем увольнении за два месяца. Этот пункт поставлен первым, поскольку он обязателен и требует наибольшего времени для своего решения.
Прекращение трудовых отношений, помимо уведомления сотрудников, предусматривает выполнение ещё ряда действий. В частности, необходимо:
- за две недели до прекращения деятельности ИП поставить
в известность Службу о предстоящих увольнениях; - обеспечить полный расчёт с увольняемыми работниками
по сумме и срокам выплат; - уплатить все предусмотренные законодательством
налоги и сборы за увольняемых сотрудников; - сдать отчётность по персоналу;
- сразу после увольнения всех наёмных работников сняться с регистрации в ФСС.
Пункт 2. Аудит долговых обязательств
Этот шаг в первую очередь предусматривает сверку обязательств предпринимателя с государственными фондами пенсионного обеспечения и социального обеспечения, а также по уплате налогов. Следует также проверить состояние взаимоотношений с кредиторами и другими контрагентами.
Наличие задолженностей не может быть основанием для отказа в закрытии ИП, но в этом случае факт оформления прекращения деятельности не является основанием для списания долгов. Они в полном объёме переходят на физическое лицо, и все кредиторы имеют право требовать их уплаты в полном объёме, в том числе через судебные решения.
Мы рекомендуем предпринять эти шаги для оценки реального положения дел, решения спорных вопросов, достижения взаимопонимания с контрагентами и т. д. В любом случае вам предстоит возвращать долги, и будет хорошо, чтобы проблем с ними было как можно меньше.
Пункт 3. Снятие с учёта ККТ
Это ещё одно необязательное для ИП действие. По закону снятие с учёта ККТ должна в автоматическом режиме проводить налоговая служба после подачи уведомления о закрытии ИП. Однако мы рекомендуем обратиться в ФНС с отдельным заявлением по этому поводу. Его форма утверждена приказом № ММВ-7-20/484 от 29.05.17. Заявитель получит на руки официальный документ (карточку) о снятии ККТ с регистрации. Так будет намного спокойнее.
Пункт 4. Ликвидация печати
Самый простой шаг, который не требует привлечения официальных лиц. Комиссия по уничтожению печати может быть составлена из друзей, знакомых, родственников, в том числе ближайших. Единственное требование – это составление акта по установленной форме, и здесь может потребоваться помощь юриста.
Пункт 5. Подача заявления
о прекращении деятельности
в качестве ИП
Это основное действие в рамках процедуры закрытия ИП. Для этого вам понадобятся такие документы:
- составленное по форме Р26001 заявление о прекращении деятельности ИП – при собственноручной подаче нужен паспорт предпринимателя; если заявителем выступает другое лицо, от него потребуется нотариально заверенная подпись на документе и/или оформленная нотариусом доверенность;
- подтверждение об уплате государственного сбора (пошлины), сейчас это 160 рублей. Если заявление подаётся через Интернет с использованием ЭЦП, то заявитель освобождается от уплаты сбора;
- документ от территориального управления ПФ, подтверждающий факт его уведомления о закрытии ИП, его представлять необязательно, поскольку он может быть получен органом регистрации по межведомственному обмену, но лучше, когда у вас эта бумага будет с собой.
- В течение пяти рабочих дней орган регистрации должен предоставить заявителю или действующему от его имени лицу заверенную выписку из ЕГРИП о прекращении статуса ИП.
Пункт 6. Закрытие расчётного счёта
Закрывать банковский счёт не обязательно. Напротив, он может понадобиться вам для расчётов с возможными долгами или для получения средств от своих должников. Закрыть счёт вы можете в любое время после получения выписки из ЕГРИП, предъявив её в банке.
Пункт 7. Сдача отчётности и уплата взносов на дату закрытия ИП
Между закрытием ИП де-факто и де-юре проходит некоторое время, в течение которого у вас сохраняются обязанности по отчётности и взносам. Финансовые обязательства должны быть выполнены в течение 15 дней, начиная с даты, указанной в полученной вами выписке из ЕГРИП. Если закрытие ИП приходится не на конец отчётного периода, взносы пересчитывают пропорционально отработанному времени в месяцах и днях.
Вы также должны подать в налоговую службу отчётность по состоянию на день закрытия ИП, включая декларацию о доходах, в том числе за неполные периоды. Отчётность ИП, работавшего на УСН, должна быть представлена не позднее 25 числа вслед за месяцем, в котором произошло закрытие ИП. Сроки подачи отчётности
и уплаты взносов по системе ЕНВД обычные. Несмотря на кажущуюся простоту процедуры прекращения деятельности ИП, к ней стоит привлечь профессиональных юристов. Это не так дорого, но спокойнее.
Сотрудничая с СДС «Стандарт-Москва», вам не нужно будет переживать в будущем за результат проведённой работы.
Мы предотвратим Вам все риски. Вы будете готовы к любым контролирующим мероприятиям и проверкам.
Обращаясь в СДС «Стандарт-Москва», вы гарантированно получаете профессиональную экспертную поддержку на весь срок действия полученного документа или гарантию выполненной услуги.
С нетерпением ждём вашего обращения в нашу компанию.
СДС «Стандарт-Москва» - Ваш аккредитованный партнёр!
СДС «Стандарт-Москва»
Почта: office@standardrus.ru
Тел: +7 (495) 128-81-23 доб. 100
Больше информации на сайте: https://standardrus.ru/