Пока талибы завершают военную кампанию по восстановлению контроля над Афганистаном, а тысячи людей отчаянно пытаются убежать из страны, весь мир наблюдает, что произойдет дальше. В настоящий момент США главным образом озабочены завершением вывода войск, что собственно говоря и спровоцировало быстрое настулени талибов. Другие страны выражают свое опасение относительно того, что в недалеком будущем Афганистан во главе с Талибаном* может снова стать плацдармом для действий исламских террористов на сопредельных территориях включая такие постсовесткие республики как Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан. Один лишь только Пакистан не демонстрирует явных признаков беспокойства так как уже давно имеет тесные связи с талибами и стратегически выиграет от повторного захвата ими Афганистана.
Органы национальной безопасности Пакистана, особенно влиятельная Межведомственная разведка (МВР), рады возвращению Талибана* к власти. МВР имеет долгую историю поддержки различных террористических группировок, сначала в борьбе с советскими войсками в 1980-х, а затем в недавнем восстании против поддерживаемого США афганского правительства. Хотя Пакистан всегда публично заявил, что он работает вместе с США, на что ему выделялась значительная американская помощь, на самом деле он также поддерживал и талибов. Допрос нескольких десятков командиров Талибана* американцами, которые были захвачены в плен с момента ввода войск союзников в страну, показал что практически все они либо сотрудничали с МВР, либо были ее агентами, выполнявшими конкретные задания. Еще в 2014 году пакистанский генерал Хамид Гюль, бывший глава МВР, как-то пошутил: «Когда напишут правдивую историю войны в Афганистане, то в ней будет две главы. В первой будет описано как МВР победила Советский Союз с помощью Америки, а во второй - как МВР с помощью Америки победила Америку ».
Помимо этого, сегодня Пакистан рассматривает захват власти Талибаном* как победу над своим главным соперником Индией, которая активно поддерживала гражданское правительство в Афганистане, но не участвовала в большинстве дискуссий между Талибаном и различными мировыми державами относительно будущего страны.
Но это конечно же не означает, что для Пакистана в складывающейся ситуации не имеется никаких рисков. В любой бочке меда всегда найдется капля дегтя!
Несмотря на то, что пакистанские вооруженные силы все еще контролируют исламскую группировку, этот контроль скорее всего со временем будет ослабевать. Многие командиры Талибана* устали от того, что МВР постоянно во все вмешивается. Сегодня они стремятся к финансовой и политиеской независимости. Когда талибы были у власти первый раз в 1990-х годах , Пакистан был единственной страной, признавшей их легитимность. Но после нынешней победы у Талибана* появится более широкий круг партнеров, составляющих противовес Пакистану. Более того, Афганистан может снова стать убежищем для Техрик-и-Талибан Пакистан*, радикальной исламской группировки, которая проводила террористические атаки уже в самом Пакистане, когда власти пытались установить свой контроль над отдаленными племенными регионами.
Следует также отметить, что возвращение талибов может представить определенные проблемы для Индии и Китая.
Индия, вероятнее всего, обеспокоена в первую очередь тем, что решив свои основные проблемы в Афганистане, МВР сконцентрирует освободившиеся ресурсы на Индии. Это может привести к очередной эскалации напряженности на севере страны. Китай волнует в первую очередь то, что Афганистан может снова стать убежищем для уйгурской экстремистской группировки, известной как Исламское движение Восточного Туркестана*, которое может устроить теракты в Китае в ответ на репрессии против уйгуров в Синьцзяне.
Каков же итог?
Конечно стремительный обвал Исламской Республики Афганистан и возвращение на ее место Исламского Эмирата Афганистан будет иметь далеко идущие геополитические последствия для всего централь-азитского региона. Большинство этих последствий сегодня сложне предугадать.
Помимо этого, 40 летний период непрерывнх войн, в ходе которых было осуществлены вооруженные вторжения в страну двух свердержав, показал, что Афганистан по-пержнему остается могилой империй и использовать на его территории регулярные войска бессмысленно. Более того, Пакистан за этот период времени продемонстрировал виртуозное мастерство ведения гибридных войн, благодаря которым ни СССР, ни США так и не смогли закрепиться в стране. Опыт ведения таких войн заслуживает самого внимательного изучения, так как в будещем основное количество военных конфликтов в мире видимо будет носить гибридный характер.
* - терриристические организации, запрещенные в РФ