Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

В Афганистане наметился политический подъем

Взрыв жизни не остановить. Первые бутоны проросли не раньше, чем Ашраф Гани бежал из Кабула в воскресенье, никому не сказав, неся огромную добычу незаконно нажитого богатства, украденного у его народа. И появляются зеленые ростки политического восстановления. Нужна напряженная и срочная помощь. Регион сплачивается. Пакистан взял на себя инициативу.

В воскресенье во второй половине дня в Исламабад прибыла целая плеяда высокопоставленных афганских политиков, в основном из бывшего Северного альянса конца 1990-х годов, чтобы обсудить с пакистанским руководством актуализацию движения «Талибан». В состав делегации входили три высокопоставленных деятеля из Панджшерской долины, ветераны хазарейских лидеров, члены партии Джамиат-и Ислами и, что интересно, Халид Нур, старший сын таджикского лидера из Мазари-Шарифа Атта Мухаммад Нура.

Без сомнения, то, что Пакистан принимает у себя высших руководителей бывшего Северного альянса, возглавившего сопротивление талибов в 1990-х годах, является впечатляющим событием. Иными словами, когда Гани убрался с дороги, стала нарастать не имеющая отношения к Талибану афганская «оппозиция», которую Гани по разному маргинализировал, унижал или игнорировал во время своего индивидуального, коррумпированного правления.

Кстати, официальный представитель посольства России в Кабуле Никита Ищенко записал наглядный отчет о позорной выходке Гани: «Что касается краха уходящего режима, то его наиболее красноречиво характеризует то, как Гани бежал из Афганистана. Четыре машины были набиты деньгами, другую часть денег пытались засунуть в вертолет, но не все влезло. А часть денег осталась лежать на взлетной полосе».

Пакистан играет ключевую роль. Равным образом, это ошеломляющая демонстрация решающей роли, которую может сыграть только Пакистан в содействии национальному примирению в Афганистане и подтолкнуть его к культуре инклюзивной политики. Пакистан призвал афганскую делегацию стремиться к широкому и всеобъемлющему политическому урегулированию и начать всеобъемлющий политический диалог в качестве немедленного шага, направленного на создание мирной, единой, демократической и стабильной страны.

Совет национальной безопасности Пакистана, высший военно-гражданский политический орган страны под председательством премьер-министра Имрана Хана, подтвердил в понедельник, что инклюзивное политическое урегулирование является единственным путем вперед, представляющим все афганские этнические группы.

Ясно, что события в Исламабаде нельзя рассматривать изолированно. На фоне безумной эвакуации американских дипломатов из Кабула президент Джо Байден подчеркнул в понедельник, что в предстоящий период в Афганистане США надеются «возглавить нашу дипломатию, наше международное влияние и нашу гуманитарную помощь»; они будут «подталкивать к региональной дипломатии»; влиять на динамику с помощью «наших экономических инструментов», избегая при этом «национального строительства»; и «держать в фокусе наши контртеррористические миссии».

Это была смелая речь. Байден настаивал на своем спорном решении о выводе войск. Его скрипучий рев был адресован внутренней аудитории, но из его речи следовало тоскливое отступление Америки, которое «необходимо» для того, чтобы сосредоточиться на «жизненно важных интересах в мире, которые мы не можем позволить себе игнорировать».

Безусловно, центр миротворчества значительно сместился в региональные государства. Талибан чувствует это и скрупулезно воздерживается от поспешных действий. Между тем, «координирующая группа» в составе бывшего президента Хамида Карзая, Абдуллы Абдуллы и лидера моджахедов Гульбеддина Хекматияра действует как мост через пустоту, созданную бегством Гани.

Индия не должна промахнуться. Безусловно, центральное место занимает Пакистан, но роль Ирана, Китая и России также будет важна. Непосредственные усилия заключаются в создании переходного правительства. Талибан, похоже, поддается широкому представительскому соглашению. Индии следует немедленно отказаться от надуманного повествования, построенного на враждебности против Пакистана, и признать эту новую ситуацию. Освободившись от фаустовской сделки с Гани и его окружением, а также от американского ига, индийская дипломатия должна возобновить взаимодействие с афганскими элитами, которые не находились у власти.

Закрытие индийской миссии в Кабуле было гималайской ошибкой в ​​этот исторический момент, когда колеса дипломатии и политики в Афганистане набирают обороты. Нормальная политика будет расти каждый день понемногу, и 30-летняя безжизненная пыль, висящая в воздухе, собирается утихнуть. Меры по сокращению штатов посольства только повредят интересам Индии и изолируют ее в регионе.

М.К. БХАДРАКУМАР