Уже в следующем году бумажные медицинские справки для получения водительских прав могут уйти в прошлое. МВД совместно с Минздравом РФ внесло предложение о поправках к закону «О безопасности дорожного движения».
Согласно поправкам, медицинские данные водителей будут поступать в федеральную информационную систему, где их сможет просматривать ГИБДД. Если врач в государственной или частной клинике определит у водителя заболевание, не совместимое с вождением, о диагнозе оповестят ГИБДД. А Госавтоинспекция, в свою очередь, остановит действие водительских прав. Если поправки будут приняты, новые правила вступят в силу с 1 марта 2022 года.
Строк действия водительских прав – десять лет, с течением которых состояние здоровья и образ жизни водителя могут измениться. Ранее ГИБДД не получала никаких оповещений об этих изменениях. Расследуя ДТП, Госавтоинспекция вручную запрашивала у Минздрава данные о здоровье водителя. Нередко оказывалось, что водитель состоял на учете у нарколога или имел иные проблемы. Теперь же ведомства предлагают создать прямой канал для передачи данных о здоровье водителей в ГИБДД и оперативного реагирования. Таким каналом станет ЕГИСЗ – Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения. Сотрудникам Госавтоинспекции не придется отправлять запрос в Минздрав по поводу каждого интересующего водителя, как это было ранее.
Теперь врач, обнаруживающий у водителя заболевание, при котором управление автомобилем противопоказано, должен будет отправить пациента на «внеочередное медицинское освидетельствование». На время освидетельствования ГИБДД приостановит действие прав до подтверждения диагноза. В этот период водить будет нельзя: управление транспортным средством будет наказываться штрафом (от 5 тыс. до 15 тыс. рублей). Если диагноз не подтвердится, то волноваться не о чем: водительские права будут восстановлены. В противном случае удостоверение аннулируют. Если же водителю с течением времени удастся вылечиться, данные также поступят в ГИБДД, но удостоверение нужно будет получить заново.
У водителя также может быть обнаружено заболевание, при котором садиться за руль можно, но права должны быть с особой пометкой (при частичной потере слуха, необходимости надевать очки за рулем и др.). В таком случае ГИБДД изымет старые права, а водитель сможет обратиться за новыми с особой пометкой.
Путем принятия закона Госавтоинспекция надеется предотвратить ДТП, совершенные водителями по состоянию здоровья, и повысить безопасность дорожного движения. Поможет ли это?
Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что новая схема не будет работать из-за коррупции. Так же, как люди ранее покупали справки, они смогут оплачивать «непопадание» данных о заболевании в ЕГИСЗ. «Бить нужно не по водителям, которых теперь будут гораздо чаще признавать слепыми и наркоманами, а по системе клиник, торгующих медицинскими справками, — считает Антон Шапарин. — Росздравнадзор почему-то никаких усилий для этого не предпринимает, в итоге фирмы, "оформляющие" справки с заключениями психолога и нарколога, чувствуют себя в полной защищенности, нарушая законодательство».
Еще один повод для сомнений – данные, которые содержатся в самих медучреждениях. Большинство людей, употребляющих наркотики или страдающих алкоголизмом, не состоят на учете ни в каких медицинских организациях. И если профессиональные водители (в такси, общественном транспорте, сфере перевозок и т.п.) регулярно проходят медицинское освидетельствование, обычный водитель может годами не появляться в клиниках, и «поймать» его, к примеру, на алкоголизме не так-то просто.