Найти тему

ЗАПРЕТ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ

ЗАПРЕТ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ. ЗАПРЕТ НА СЛЕЗЫ.

По традиции эти запреты родом из детства, ребенок не сам себе запрещает эмоции. Это делают взрослые.

-​ Не ной

-​ Не реви/мальчики не плачут

-​ Успокойся

-​ Перестань орать

-​ Не смей со мной так разговаривать

-​ Нельзя себя так вести

-​ Что подумают другие

-​ Вот смотри Катя​ не плачет

​Так говорят взрослые, у них​ свои причины: стыдно, что услышат другие;​ кто-то подумает, что ребенок не воспитанный;​ кто-то​ не выдерживает свои и чужие эмоции, не хочет с ними встречаться.

Как​ слышит ребенок эти запреты​ от родителей:

- для меня не важны твои эмоции;

-​ мне не интересно, что ты чувствуешь;

- я не выдерживаю твои эмоции, они непереносимы для меня;

-​ спрячь свои эмоции поглубже и никогда их не показывай и тд.

Ребенок вырастает с такими посланиями и установками. Многие живут так всю жизнь, не слыша свои истинные чувства и переживания.

Ситуация может измениться в том случае, если эмоции переполняют и появляется симптоматика, на которую уже невозможно не обращать внимание (любые телесные соматические​ проявления —​ #аллергия, #головныеболи, #паническиеатаки, #фобии и др).

​Или, например, родители обращают внимание, что ребенок начинает себя плохо вести, успеваемость в школе падает, ребенок замыкается в себе, ничем не интересуется —​ т.е. появляется некий симптом, который невозможно не заметить.

Для многих моих клиентов —​ слезы это стыдно,​ это слабость, уязвимость, что-то осуждаемое, то, за что критиковали.

Одна клиентка не заплакала ни разу за год нашей​ совместной работы.

Когда становится​ невозможно больше держать боль внутри за маской благополучия, когда​ в кабинете клиент позволяет себе заплакать, тогда он​ сталкивается с новым опытом: психолог не критикует, не обесценивает, не ругает, и клиент понимает, что плакать нормально, в этом нет ничего страшного или постыдного и что другой рядом выдерживает эти слезы.

Многие так сильно подавляют свои чувства и не разрешают себе их проявлять, что на вопрос: что вы чувствуете? отвечают —​ я думаю…

Но думать и чувствовать это разное.

Если​ между думать и чувствовать нет «коннекта», нет согласия​ —​ на уровне тела появляется сильное напряжение в шейно-воротниковой зоне,​ в грудном отделе, ком в горле.

​Что делаем в кабинете?​

Если клиент не в контакте со своими чувствами —​ я проговариваю за него: похоже вы злитесь, вам грустно, вы разочарованы, это больно.

В целом это то, что должна делать мать с младенцем: отзеркаливать, контейнировать, называть все его переживания.

И тогда ребенок понимает: я злюсь, я обижен, я разочарован, но если мама выдерживает мои сильные чувства, то и я смогу.

Конечно,

в кабинете я не мама для клиента, но некую успокаивающую материнскую функцию психолог выполняет.

А потом уже и сам клиент учится встречаться и выдерживать свои разные не простые чувства, разрешает себе все: злость/гнев/агрессию, печаль, тоску, горе —​ все те чувства, от которых многие так хотят избавиться, называя их плохими или негативными.