ЗАПРЕТ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ. ЗАПРЕТ НА СЛЕЗЫ.
По традиции эти запреты родом из детства, ребенок не сам себе запрещает эмоции. Это делают взрослые.
- Не ной
- Не реви/мальчики не плачут
- Успокойся
- Перестань орать
- Не смей со мной так разговаривать
- Нельзя себя так вести
- Что подумают другие
- Вот смотри Катя не плачет
Так говорят взрослые, у них свои причины: стыдно, что услышат другие; кто-то подумает, что ребенок не воспитанный; кто-то не выдерживает свои и чужие эмоции, не хочет с ними встречаться.
Как слышит ребенок эти запреты от родителей:
- для меня не важны твои эмоции;
- мне не интересно, что ты чувствуешь;
- я не выдерживаю твои эмоции, они непереносимы для меня;
- спрячь свои эмоции поглубже и никогда их не показывай и тд.
Ребенок вырастает с такими посланиями и установками. Многие живут так всю жизнь, не слыша свои истинные чувства и переживания.
Ситуация может измениться в том случае, если эмоции переполняют и появляется симптоматика, на которую уже невозможно не обращать внимание (любые телесные соматические проявления — #аллергия, #головныеболи, #паническиеатаки, #фобии и др).
Или, например, родители обращают внимание, что ребенок начинает себя плохо вести, успеваемость в школе падает, ребенок замыкается в себе, ничем не интересуется — т.е. появляется некий симптом, который невозможно не заметить.
Для многих моих клиентов — слезы это стыдно, это слабость, уязвимость, что-то осуждаемое, то, за что критиковали.
Одна клиентка не заплакала ни разу за год нашей совместной работы.
Когда становится невозможно больше держать боль внутри за маской благополучия, когда в кабинете клиент позволяет себе заплакать, тогда он сталкивается с новым опытом: психолог не критикует, не обесценивает, не ругает, и клиент понимает, что плакать нормально, в этом нет ничего страшного или постыдного и что другой рядом выдерживает эти слезы.
Многие так сильно подавляют свои чувства и не разрешают себе их проявлять, что на вопрос: что вы чувствуете? отвечают — я думаю…
Но думать и чувствовать это разное.
Если между думать и чувствовать нет «коннекта», нет согласия — на уровне тела появляется сильное напряжение в шейно-воротниковой зоне, в грудном отделе, ком в горле.
Что делаем в кабинете?
Если клиент не в контакте со своими чувствами — я проговариваю за него: похоже вы злитесь, вам грустно, вы разочарованы, это больно.
В целом это то, что должна делать мать с младенцем: отзеркаливать, контейнировать, называть все его переживания.
И тогда ребенок понимает: я злюсь, я обижен, я разочарован, но если мама выдерживает мои сильные чувства, то и я смогу.
Конечно,
в кабинете я не мама для клиента, но некую успокаивающую материнскую функцию психолог выполняет.
А потом уже и сам клиент учится встречаться и выдерживать свои разные не простые чувства, разрешает себе все: злость/гнев/агрессию, печаль, тоску, горе — все те чувства, от которых многие так хотят избавиться, называя их плохими или негативными.