Еще совсем недавно, года три-четыре назад, в нашем провинциальном городе состоялся фестиваль стрит-арта. Фестиваль собственными руками организовали художники-энтузиасты. Они договорились с владельцами здания в самом центре города, арендовали в этом здании помещение для вечеринки и приготовили наружные стены под роспись.
На фестивале собрались талантливые художники со всей области. Каждый из них создал на специально отведенном участке стены работу в своем стиле.
Примерно через неделю после фестиваля я узнала, что администрация города повелела всю эту красоту закрасить. Рисункам на стенах разрешили пожить около трех недель, но не больше. Организаторы бились против разрушения работ как могли, но договориться не получилось.
В то время это ощущалось довольно драматично. Провинциальный город, чиновники душат искусство...
Спустя год с небольшим хозяева центрального ТЦ украсили торговые залы расписанными краской из баллончика скульптурами медведей. Одинаковые болванки отдали для преображения нескольким стрит-артерам, каждый создал индивидуальный дизайн. А медведь, между прочим — это не просто так, это символ города.
Примерно в то же время на высокой кирпичной стене у одной из центральных остановок нарисовался огромный портрет местного предпринимателя с исторической справкой. Город и его художники подружились.
Со временем их дружба стала крепче. Появилось больше расписанных стен, прибавилось портретов исторических личностей, каждый — будто срисован с учебника. И вместе с тем многие работы начали вызывать отторжение. Только недавно я наконец поняла, почему.
Уличное искусство (оно же стрит-арт) по своей сути нелегально. Оно не идет сверху, не согласовывается с хозяином стены или муниципалитетом. Это творческий импульс, который художник выражает свободно и часто вопреки общественному мнению. В этом его ценность именно как искусства, а не декоративного элемента.
Но что же тогда портреты купцов, меценатов и прочих замечательных людей, которые заказывают у художников местные власти для украшения общественных мест?
Это паблик-арт. Обычно паблик-арт — это заказ сверху. Как минимум, это рисунок, который прошел через согласование с администрацией или хозяином здания. И, в случае нашего города, в паблик-арте, увы, мало мысли и художника, гораздо больше беззубого украшательства.
Трудно отрицать важность паблик-арта в целом. Но мне гораздо интереснее наблюдать свободное высказывание улиц. По крайней мере, у него есть шанс быть оригинальным, искренним и злободневным. У прилизанного, приемлемо-эстетичного паблик-арта такая возможность часто бывает только в пост-ироническом смысле.
А вы как думаете?
Подписывайтесь, ставьте лайки.