Найти тему
Блог

Почему какой-то стрит-арт нравится, а какой-то — не очень (+подборка моих любимых рисунков на стенах города)

Еще совсем недавно, года три-четыре назад, в нашем провинциальном городе состоялся фестиваль стрит-арта. Фестиваль собственными руками организовали художники-энтузиасты. Они договорились с владельцами здания в самом центре города, арендовали в этом здании помещение для вечеринки и приготовили наружные стены под роспись.

На фестивале собрались талантливые художники со всей области. Каждый из них создал на специально отведенном участке стены работу в своем стиле.

Примерно через неделю после фестиваля я узнала, что администрация города повелела всю эту красоту закрасить. Рисункам на стенах разрешили пожить около трех недель, но не больше. Организаторы бились против разрушения работ как могли, но договориться не получилось.

В то время это ощущалось довольно драматично. Провинциальный город, чиновники душат искусство...

Спустя год с небольшим хозяева центрального ТЦ украсили торговые залы расписанными краской из баллончика скульптурами медведей. Одинаковые болванки отдали для преображения нескольким стрит-артерам, каждый создал индивидуальный дизайн. А медведь, между прочим — это не просто так, это символ города.

Примерно в то же время на высокой кирпичной стене у одной из центральных остановок нарисовался огромный портрет местного предпринимателя с исторической справкой. Город и его художники подружились.

Центр города, арка ведет на одну из самых загруженных улиц
Центр города, арка ведет на одну из самых загруженных улиц

Со временем их дружба стала крепче. Появилось больше расписанных стен, прибавилось портретов исторических личностей, каждый — будто срисован с учебника. И вместе с тем многие работы начали вызывать отторжение. Только недавно я наконец поняла, почему.

Уличное искусство (оно же стрит-арт) по своей сути нелегально. Оно не идет сверху, не согласовывается с хозяином стены или муниципалитетом. Это творческий импульс, который художник выражает свободно и часто вопреки общественному мнению. В этом его ценность именно как искусства, а не декоративного элемента.

Но что же тогда портреты купцов, меценатов и прочих замечательных людей, которые заказывают у художников местные власти для украшения общественных мест?

Это паблик-арт. Обычно паблик-арт — это заказ сверху. Как минимум, это рисунок, который прошел через согласование с администрацией или хозяином здания. И, в случае нашего города, в паблик-арте, увы, мало мысли и художника, гораздо больше беззубого украшательства.

Трудно отрицать важность паблик-арта в целом. Но мне гораздо интереснее наблюдать свободное высказывание улиц. По крайней мере, у него есть шанс быть оригинальным, искренним и злободневным. У прилизанного, приемлемо-эстетичного паблик-арта такая возможность часто бывает только в пост-ироническом смысле.

А вы как думаете?

Подписывайтесь, ставьте лайки.